"Учебники могут рассматриваться лишь как подспорье"
Декан факультета математики ГУ-ВШЭ Сергей Ландо рассказывает о том, что ждет абитуриентов бакалавриата, поступивших на этот факультет, о предстоящем, первом годе их обучения.
— Сергей Константинович, к чему надо готовиться первокурсникам, что их ждет на вашем факультете?
— Абитуриенты в этом году потратили особенно много сил на вступительную компанию, поэтому главное, что они должны сейчас сделать — хорошенько отдохнуть, постараться забыть все перипетии поступления и со свежей головой прийти на занятия. Насчет ребят, поступивших к нам на факультет, я совершенно уверен, что все они вполне способны учиться и осваивать ту программу, которая им будет предложена. Обо всем необходимом будет рассказано в первые дни сентября.
— Могли бы вы назвать три ключевых предмета, которые будут преподаваться ребятам на первом курсе?
— В первую очередь, это математические предметы — геометрия, алгебра, математический анализ. Этим предметам отведено много часов, на них делается больший упор, чем на остальные предметы, и первокурсники это сразу почувствуют.
— Каково соотношение теоретических и практических занятий на первом курсе?
— Что в математике считать практикой, а что — теорией? Если теория — это чтение лекций, а практика — это решение задач, то пополам. Но вообще, математика привлекательна тем, что для воплощения в практику теоретического материала нужны только карандаш и бумага.
— Есть ли в учебном плане первого курса гуманитарные предметы?
— Да, такие предметы есть, они занимают небольшую часть учебного времени. В прошлом году были на выбор русский язык, социология и культурология. В этом году выбор будет несколько уменьшен из-за вновь введенных нормативов. Каждый предмет по выбору должно выбрать не менее 15 студентов, это означает, что мы не можем вводить больше двух предметов по выбору одновременно. Кроме того, студенты прослушают семестровый курс общей истории.
— Первый шаг, который должен сделать студент первого сентября?
— Мы уже объявили, что 31 августа состоится общее собрание первокурсников, на котором они познакомятся с будущими лекторами, с куратором курса, получат студенческие билеты. Сразу после собрания предполагается проведение тестирования по английскому языку, которое позволит распределить ребят на учебные группы в соответствии с уровнем их подготовки. Английский язык в Вышке считается принципиально важным, наверное, времени на него уходит даже больше, чем на отдельные математические предметы.
— Как показал прошедший учебный год — кого из преподавателей стоит "бояться"?
— Студентам, прежде всего, стоит бояться самих себя. Ощущение того, что поступление уже позади, может породить эйфорию, иллюзию, что дальше уже можно ничего не делать, а это не так. Расслабляться можно, но нельзя, чтобы весь семестр состоял из сплошного расслабления. Так, в прошлом году было несколько случаев, когда ребята просто не понимали, что требуется регулярная работа, и в результате на сессиях — а они проходят часто — просто не "тянули".
— Чтобы вы порекомендовали прочитать сейчас будущим студентам?
— Я бы не стал этого делать — оставил на усмотрение лекторов. Дело в том, что читаемые нашими преподавателями курсы являются оригинальными разработками. Даже по классическим курсам алгебры и математического анализа, не говоря уже о куда менее классическом курсе геометрии — это в большой степени оригинальные проекты, поэтому уже существующие учебники могут рассматриваться как важное, но лишь подспорье в обучении. А главную роль играют материалы курсов, то, как эти курсы выстраиваются их лекторами. В связи с этим полезно будет посмотреть материалы, которые выложены на нашем сайте, где содержатся все учебные материалы, включая записки лекций, задачи семинаров и экзаменов.
— Правильно ли я понимаю, что почти все ваши лекторы — это преподаватели Независимого московского университета?
— Действительно, первоначальный состав преподавателей был в основном представлен сотрудниками Независимого московского университета. Сейчас мы набираем новых людей, ситуация потихоньку меняется, но сотрудничество с НМУ остается очень тесным, и так будет продолжаться, потому что факультет — это совместный проект ВШЭ и Независимого университета.
— Какие абитуриенты идут к вам на факультет?
— Получилось практически пополам — те, кто пришли по олимпиадам, и те, кто пришли по результатам ЕГЭ и обязательного устного экзамена по математике. Уже сейчас ясно, что очень хорошо представлены ведущие московские математические школы, в первую очередь — 57, 179, СУНЦ имени Колмогорова — выпускники этих школ активно пошли к нам на факультет в этом году, из них складывается сильное ядро. Есть победители Всероссийской олимпиады по математике, в общем — видно, что приходят ребята с уже сложившимся интересом к математике, знания которых заметно выходят за пределы программ общеобразовательной школы.
— Что ждет ребят в смысле неформальной жизни на факультете?
— Мне кажется, что общественная жизнь любого факультета должна быть частью общественной жизни всего университета, должна быть в нее встроена, и университет должен являться тем котлом, в котором все это сплавляется в единое целое. Это объединяет студентов и позволяет им ощущать себя студентами университета, а не только факультета.
Корреспондент новостной службы портала ГУ-ВШЭ также попросил второкурсников факультета математики поделиться впечатлениями от обучения на первом курсе.
— Скажите, какой курс или преподаватель вам запомнились после прошедшего учебного года?
Тамара Курдяева |
— Мне нравится отношение всех преподавателей. Вообще я и поступила в Вышку, потому что была очарована преподавателями на Дне открытых дверей, их рассказами о том, как будет проходить работа, как мы будем учиться. По отношению ко мне, и по манере читать лекции, и вести семинары мне понравился Алексей Николаевич Рудаков, преподаватель с огромным опытом работы из Независимого московского университета (НМУ). Мы туда ходим на лекции и дополнительные занятия по математике.
Ярослав Мороз |
— Здесь есть семинары, которые ведутся профессорами мирового уровня, уже на первом курсе нам рассказывают вещи, которые обычно на старших курсах только начинают изучать. И еще был интересный момент — некоторые лекции вели однокурсники, это необычно и, как оказалось, полезно. Потому что, во-первых, студенты, готовясь к таким выступлениям, совесем по-другому, гораздо более ответственно подходят к занятиям. А во-вторых, когда ты побываешь в роли преподавателя, ты уже другими глазами смотришь в целом на процесс учебы, начинаешь понимать, что ты здесь равноправный партнер, а не школяр.
Людмила Мезенцева, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ
Рудаков Алексей Николаевич
Вам также может быть интересно:
«Это была прекрасная школа для нового поколения математиков»
На прошлой неделе в НИУ ВШЭ прошла пятидневная конференция по алгебраической геометрии и математической физике, организованная совместно с Пекинским институтом математических наук и приложений. В ней приняли участие более 30 математиков из ведущих университетов мира, в том числе молодые ученые.
Математики России и Китая встретятся в Вышке
С 5 по 9 ноября 2024 года в НИУ ВШЭ пройдет совместная конференция по алгебраической геометрии и математической физике Высшей школы экономики и Пекинского института математических наук и приложений. Более 30 математиков из ведущих университетов России и Китая выступят с докладами о современных достижениях в области геометрии и математической физики. Конференция пройдет в гибридном формате.
НИУ ВШЭ проведет студенческую школу-конференцию «Математическая весна — 2023»
С 27 по 30 марта 2023 года в нижегородском кампусе НИУ ВШЭ пройдет четвертая студенческая школа-конференция «Математическая весна — 2023», которая организована Международной лабораторией динамических систем и приложений НИУ ВШЭ при поддержке мегагранта правительства РФ в рамках нацпроекта «Наука и университеты».
«Теория чисел помогает тренировать абстрактное и категорное мышление»
«Введение в теорию чисел» — авторский онлайн- курс Владимира Шарича, старшего преподавателя факультета математики НИУ ВШЭ. Программа воспитывает вкус к математической красоте и дает практические алгоритмичные инструменты для поиска ответов на теоретико-числовые вопросы. Курс интегрирован в учебные планы в формате смешанного обучения в Вышке и в вузах-партнерах.
В Вышке стартует курс ДПО для школьных учителей математики
3 октября в НИУ ВШЭ начинается программа ДПО «Математика и ее приложения для преподавателей старших классов». Она рассчитана на школьных учителей математики, информатики, естественных наук, а также студентов старших курсов педагогических вузов со специализацией «математика», «физика», «информатика».
Студенты ВШЭ заняли призовые места на международной олимпиаде по математике IMC-2022
29-я Международная студенческая олимпиада по математике (International Mathematics Competition for University Students) прошла в начале августа в смешанном формате — очно в болгарском Благоевграде и онлайн. Наград удостоились восемь учащихся факультета компьютерных наук и факультета математики Высшей школы экономики.
«Математика — это праздник, который всегда с тобой»
Почему всем нам нужно изучать математику? Как устроено математическое образование — в мире, России и Вышке? Где работают и чем занимаются выпускники математических специальностей? На эти и другие вопросы в интервью YouTube-каналу ВШЭ ответили Александра Скрипченко, декан факультета математики НИУ ВШЭ, и Иван Аржанцев, декан факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ.
Два проекта НИУ ВШЭ стали победителями в очередном конкурсе «мегагрантов»
В седьмой раз состоялся конкурс на предоставление «мегагрантов» для поддержки исследований под руководством ведущих мировых ученых. Научная группа в Нижнем Новгороде будет изучать динамические системы, а в Москве появится лаборатория социальной нейробиологии.
«Вся наша жизнь — динамическая система»
Недавно Лаборатория топологических методов в динамике, которой в нижегородском кампусе заведует профессор ВШЭ Ольга Починка, получила статус международной. О прикладной пользе исследований в фундаментальной математике и грандиозных планах на будущее Ольга Витальевна рассказала новостной службе портала. Это интервью — первое в рамках спецпроекта о работе Международных лабораторий Вышки.
Вышка подготовила учителей математики, с которыми детям будет интересно
Состоялся первый выпуск магистерской программы «Совместная магистратура ВШЭ и ЦПМ». Эта программа готовит высококвалифицированных учителей математики, интегрируя высокий научный потенциал факультета математики НИУ ВШЭ и практический опыт работы Центра педагогического мастерства в области школьного образования.