«Либерализм — это поиск общих ценностей за пределами различий во взглядах»
Российское общество не совсем точно представляет себе, что такое либерализм. В чем же суть этой идеологии? Об этом рассказал доцент факультета философии НИУ ВШЭ Кирилл Мартынов на лекции «Почему хорошо быть либералом», которая прошла в Сахаровском центре в рамках проекта НИУ ВШЭ «Университет, открытый городу».
Человек принадлежит сам себе
Само название лекции носит, по словам автора, провокативный характер. Ведь в современной России, как полагает доцент Мартынов, либерализм и носители этой идеологии не пользуются большой популярностью.
Причин тому две: во-первых, «происходит прямая подмена», когда идеология в массовом сознании начинает ассоциироваться с отдельными, зачастую одиозными ее носителями. «Если нам не нравятся некоторые отвратительные либералы, может быть они толстые, у них большие губы, может быть, они шепелявят, и эту атропологическую неприязнь переносят на соответствующие взгляды. Это довольно глупая затея», — иронизирует лектор. Во-вторых, общество не совсем точно представляет, что же такое либеральная идеология.
Докладчик предлагает определять либерализм как политическую теорию и мировоззрение, согласно которому человек принадлежит сам себе. «Иными словами, над человеком никто не властен, — поясняет докладчик. — Нет никакой внешней силы, которая способна человека к чему-то принуждать и заставлять его вести тот или иной образ жизни. С известными ограничениями — не нарушать уголовный кодекс и не мешать свободе других людей». По версии спикера, есть «целая армия всяких сил», которая хочет поставить человека в рамки определенных правил: профессиональные цеха в средние века, церковь, государство или семья, «понятая как патриархальный институт».
Либерализм возникает, когда у нас в обществе есть разные взгляды, и мы перестаем друг друга за это убивать
Впрочем, и либеральная идеология предписывает определенные стандарты мышления. Например, либерал должен скорее быть противником смертной казни, но сторонником абортов и эвтаназии. «Государство не имеет права лишать человека жизни, поскольку жизнь человека ему не принадлежит, — объясняет эту логику Кирилл Мартынов. — Но, если человек желает добровольно лишить себя жизни, никто не должен мешать ему реализовать его волю». Что же касается абортов, то «стандартная либеральная позиция» говорит о том, что женщина — хозяйка своего тела, и она до какого-то момента имеет право избавиться от эмбриона.
Бытовой либерализм
Современный человек привык к тому, что живет в мире, где ему никто не предписывает, что и как делать в повседневной жизни. В каждый конкретный момент времени у нас есть масса возможностей, и мы склонны считать это нормальным течением вещей. «Мой основной постулат — в современном мире все ведут себя, как либералы, даже если они считают себя консерваторами или социалистами, или кем угодно еще, — отмечает лектор. — Потому что для нас принципиальную ценность имеет возможность делать то, что мы захотим. Чаще всего это проявляется на экономическом уровне, например, как распоряжаться своими деньгами».
Однако большую часть своей истории человечество жило в условиях всевозможных ограничений. Сословные и иные правила предписывали человеку тот или иной набор ценностей, определяли образ его жизни, набор знаний и навыков, которые он может иметь, и горизонт планирования практически на всю его жизнь. «Стандартная средневековая логика предполагает наличие сословий с четко определенными функциями: аристократы должны воевать и выражать ценности благородства в обществе, священники должны молиться, крестьяне пахать землю» — говорит доцент НИУ ВШЭ. И эта модель, в логике средневековой парадигмы, должна воспроизводиться до бесконечности.
Своеобразным стимулом для зарождения идей либерализма, по словам Кирилла Мартынова, стали религиозные войны в Европе XVII века: «Представьте себе, что вы живете в городе, где на одной улице живут католики, а на другой протестанты. У вас есть выбор: или объявлять друг друга еретиками и вести войну на уничтожение, либо попытаться на некоторых основаниях договориться. Либерализм возникает, когда у нас в обществе есть разные взгляды, и мы перестаем друг друга за это убивать». Иными словами, идеи либерализма - это поиск неких человеческих ценностей за пределами наших различий и взглядов, в т.ч. и самых важных.
Сожительство неидеальных
Однако такие ценности часто не транслируются в сферу политики. Причина этого, как полагает Мартынов, в том, что люди считают политику поиском «единственно возможного наилучшего решения». Однако политика не состоит из правильных решений. У людей, живущих вместе, могут быть разные интересы, и задача политики заключается не в том, чтобы найти единственно возможное решение, а в том, чтобы пробовать разные решения, искать компромисс, «чтобы мы все не разбежались в разные стороны».
С точки зрения либеральной теории, человек — существо не идеальное, эгоистичное, подверженное порокам и слабостям. Задача политического либерализма построить такую общественно-политическую систему, чтобы эгоизм каждого служил общему благу. Отсюда и идеи разделения властей, парламентского правления, частной собственности, и т.д.
Влад Гринкевич, специально для новостной службы портала ВШЭ
Мартынов Кирилл Константинович
Доцент Факультета философии
Вам также может быть интересно:
Откуда приходят политические лидеры
В переломные моменты истории на политической арене редко появляются личности, адекватные уровню происходящих перемен. Круглый стол фонда «Либеральная миссия» и Высшей школы экономики.
Оставаться бедными — сложно
Зачастую производимые товары, залежи полезных ископаемых значат гораздо меньше, чем такие нематериальные факторы, как защита частной собственности и уверенность граждан в том, что их права защищены законом. Именно последние делают страны по-настоящему богатыми, уверен научный обозреватель журнала Reason Рональд Бэйли.
Новый прагматизм против рушащегося неолиберализма
Англо-американская модель неолиберального капитализма, прикрываясь лозунгами общественного блага, служит обогащению узкого круга элит. Задача на будущее — бороться отнюдь не с капитализмом, а с его неолиберальным стилем, уверен один из соавторов польских реформ Гжегож Колодко.
Мартынов Кирилл Константинович
доцент факультета философии