10 угроз эволюции медиапространства
Повсеместное распространение компьютерных технологий, средств коммуникаций заметно упростило человеческую жизнь, и ученые подтверждают значимость позитивных изменений для человечества от цифрового прорыва. Однако в погоне за новыми технологиями не стоит забывать о теневой стороне прогресса. Об угрозах, которые таит в себе эволюция медиапространства, рассказал в рамках лекционного проекта «Университет, открытый городу: Вышка в Парке Горького» профессор факультета коммуникаций, медиа и дизайна НИУ ВШЭ Иосиф Дзялошинский.
Угроза 1. Глобализация коммуникаций
Сегодня человек может получить практически любую информацию на любом языке. Необходимо лишь знать, где искать, и уметь пользоваться интернетом. Можно зайти в архивы ЦРУ, Библиотеку Конгресса, в различные базы данных и так далее. На первый взгляд, все выглядит здорово, ведь человек может пользоваться всей этой информацией. Однако есть и обратная сторона медали. В безмерном океане информации человек как отдельный индивид (личность) теряется, и не просто теряется, а очень скоро понимает, что он обычный, заурядный, есть более талантливые и успешные люди, таких, как он, много. Человек начинает терять не только ощущение своей уникальности, но и ощущение избранности народа, к которому он принадлежит. Проблема выравнивания, «расплющивания» индивида в рамках некой общей коммуникации подталкивает к идеям национального суверенитета, борьбе за избранность и отличность от массы.
Угроза 2. Переизбыток информации
Имея огромный объем разнообразных и вполне доступных источников информации, человек просто не успевает все переварить. В библиотеке имени Ленина 40% книг остаются просто никем не востребованными. В России ежегодно выходит 120 тысяч новых книг, 15 тысяч журналов и 90 тысяч разнообразных газет. За всю свою жизнь человек успевает прочесть лишь 5-6 тысяч книг. Такой переизбыток информации просто обесценивает значимость самой информации, забивает человеческий ум и очень быстро приводит к перенасыщению, информационной усталости. А это, в свою очередь, разрушает нервную систему.
Угроза 3. Ускорение процесса коммуникаций
Раньше люди писали друг другу письма, которые шли неделями. Сегодня обмен информацией происходит мгновенно. Новости на информационных сайтах обновляются каждые пять минут. Конечно, за таким стремительным потоком информации человек не в состоянии уследить самостоятельно. Поэтому очень быстро люди становятся «рабами» тех, кто отбирает для них новости, кто решает, что и как смотреть, слушать и понимать. В итоге действительно важные события могут запросто пройти мимо нас, а человек в своей массе знает лишь то, что ему знать, по мнению других, нужно. Создается некая иллюзия, что мы все время находимся в курсе событий, но кто и по какому праву определяет для нас эти события, остается под большим вопросом.
Угроза 4. Уплотнение коммуникаций
Почитав любое произведение классической литературы, нетрудно заметить, как точно, емко и красиво люди выражали свои мысли. Умение говорить считалось искусством, речь лилась плавно, а фразы продумывались тщательным образом. Темп жизни современного человека диктует свои правила. Сегодня человек говорит быстро, короткими предложениями. Современный текст должен умещаться в экран смартфона, иначе его никто не будет читать. Однако плотность текста и речи не означает фундаментальности, интеллекта и мудрости. Чтобы успеть на «скорый поезд жизни», человек пытается вогнать примитивные мысли в очень короткие предложения.
Угроза 5. Жесткий контроль нашего внимания
В современном мире уже давно идет нешуточная борьба за внимание человека. Наше внимание пытаются привлечь рекламой, различными видеороликами в интернете и так далее. Немало времени отнимают у человека и социальные сети. Во френдленте некоторых людей иногда можно насчитать более 1000 друзей. И для того чтобы удерживать внимание всех этих «друзей», человеку все время необходимо что-то делать: вывешивать посты, писать сообщения, выкладывать фотографии и так далее. По опросам социологов, 76% людей проводят в социальных сетях 10 и более часов каждый день. Рекордсмен по общению в интернете жил в Америке: мужчина просидел в сети 42 часа без перерыва.
Угроза 6. Противоречивость информации
Сегодня большинство убеждений человека сформированы не в результате его личного размышления, а на основе восприятия информации, полученной из медиапространства. Причем информации во многом противоречивой и недостоверной. В сознании современного человека сегодня легко уживается, например, вера в христианского Бога и одновременно поклонение языческим идолам. Таким образом, информацию, почерпнутую из разных противоречивых источников, человек зачастую не осмысливает, не приводит в некую единую систему. В результате мы получаем не цельную личность, а «мешок с отрубями», в котором можно найти ответ на все, что угодно.
Угроза 7. Мир виртуальных образов
В современном мире во многом властвуют виртуальные, созданные искусственно образы. Или, как их называл французский социолог Жан Бодрийяр, «симулякры». При помощи телевидения, «грамотно» выстроенных речей, искусно созданных пропагандистских штампов создаются образы ситуаций, которых на самом деле никогда не было. Опасность в том, что если раньше люди опирались на личный жизненный опыт, то сегодня во многом убеждения формируются на основе информации, полученной из медиапространства — носителя виртуальных образов. И большую часть этой информации люди никак не могут проверить. Таким образом, симулякры вклеиваются в сознание, создают искаженную картину мира, через призму которой человек воспринимает окружающую действительность. Проблема в том, что, раз приняв для себя некие навязанные образы, человек впоследствии очень трудно признает их ошибочность, так как ошибаться никто не любит. И даже от явной лжи людям бывает сложно отказаться, особенно если эта ложь произносится авторитетным лицом. Ведь в сознании многих граждан до сих пор живет привычка уважать авторитет.
Угроза 8. «Общество спектакля»
Это словосочетание ввел в обиход французский философ Ги Дебор. Оно означает постоянное инсценирование человеком своей жизни. Люди все чаще и чаще перестают жить и чувствовать так, как когда-то хотели, говорить то, что думают на самом деле. Каждый раз, вступая в коммуникацию, человек играет определенную роль (начальника, подчиненного, родителя, ребенка и так далее). Проблема инсценирования, представления себя как некой роли, которая зачастую навязывается человеку все тем же медиапространством, сегодня становится поистине глобальной. Известная поговорка «быть, а не казаться» в современном мире подменяется понятием «казаться, чтобы быть».
Угроза 9. Разогрев коммуникационной конъюнктуры
Сегодня чтобы «докричаться» до человека, удержать его внимание, необходимо подогревать его интерес разными «страстями». С каждым годом новостные сюжеты становятся все жестче и жестче, процент того, что еще десять лет назад никогда не вышло бы в эфир, увеличивается: жуткие истории бытовых расправ, преступлений на сексуальной почве и так далее. Проблема в том, что человечество серьезно рискует потерять чувствительность к чужим страданиям, потому что в ситуации, когда убийства и бесчинства происходят на каждом шагу, крик о помощи можно попросту «не услышать», или не обратить на него внимание.
Угроза 10. Коммуникационное неравенство
Всеобщая информационная доступность — это на самом деле глобальная иллюзия. За всем этим океаном всевозможной информации находится еще больший океан информации, о которой мы никогда не узнаем. В России три тысячи закрытых баз данных, доступ к которым есть только у очень ограниченного круга лиц. Ко всему прочему в нашей стране велик процент людей (30%), которые не имеют доступа в интернет или не умеют пользоваться компьютером.
«Современные медиа из простого инструмента коммуникации постепенно превращаются в самостоятельную сущность. В перспективе человек рискует превратиться в функцию коммуникационного универсума. Человек в эпоху Просвещения был суверенной личностью, отвечающей за себя и свои поступки, он мог принимать самостоятельные решения и был способен на великий отказ. Я считаю, что сегодня нам как некогда важно сохранить идеи эпохи Просвещения, оставшись Человеком, прежде всего, разумным», — заключил Иосиф Дзялошинский.
Дзялошинский Иосиф Михайлович
Профессор Департамента медиа
Вам также может быть интересно:
На программе «Медиакоммуникации» будут готовить творческих менеджеров
В 2015 году на факультете коммуникаций, медиа и дизайна ВШЭ отрывается новая бакалаврская программа «Медиакоммуникации». На программе будут готовить специалистов, умеющих работать в новой медиасреде и обладающих как творческими и техническими, так и управленческими навыками. Потребность в таких специалистах на рынке очень высока.