• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Домашний дух-покровитель русской культуры»

17 мая ВШЭ и Фонд «Либеральная миссия» провели круглый стол «Устарела ли история по Ключевскому?». Дискуссия была посвящена 170-летию со дня рождения и 100-летию со дня кончины выдающегося российского историка и публициста В.О. Ключевского (1841–1911).

Алексей Кара-Мурза и Игорь Клямкин
Алексей Кара-Мурза и Игорь Клямкин
Открывая круглый стол, профессор Игорь Клямкин, советник научного руководителя ВШЭ, отметил, что выбранная тема позволяет не только «оживить» наследие русских литераторов-мыслителей, но и обменяться мнениями о традициях изучения российской истории и обсудить концептуальные подходы к ее осмыслению.

Доклад Алексея Кара-Мурзы, известного политолога и руководителя фонда «Либеральное наследие», был посвящен основному уроку наследия В.О.Ключевского: «Нравственный, духовный переворот всегда предшествует перевороту политическому». По мнению докладчика, именно Ключевский придал этому тезису статус главного методологического основания, цельной концепции общественной истории России, то есть — истории национально-гражданской.

«Этот урок, — подчеркнул Алексей Кара-Мурза, — Ключевский иллюстрирует двумя важными фрагментами истории страны: во-первых, периодом возвышения Москвы и обретения национальной независимости — выходом из Смутного времени в XIV — XV веках; а во-вторых, периодом вхождения в русскую смуту в начале XVII века. Ключевский в своих работах показывает, как изменения в сфере сознания приводят к разворачиванию целой цепи социальных и политических изменений в обществе.

Нравственное влияние действует не механически, — продолжил он, — а органически, когда духовная сосредоточенность и подвижничество дают импульс к национальной и государственной консолидации. Пример прямо противоположный — погружение России в смутное время начала XVII века, когда, по выражению Ключевского, «замутились умы русских людей, и пошла смута». На мой взгляд, обращение к проблематике русской смуты, когда брожение в умах достаточно быстро порождает кардинальные социально-политические трансформации, сегодня весьма актуально».

Алексей Кара-Мурза полагает, что В.О. Ключевский, несомненно, был либералом и, возможно, поэтому — противником прямолинейного экономического детерминизма. «Урок Ключевского полностью подтвердился в ходе революционного цикла в начале ХХ века, — подытожил докладчик, — когда деградация и выхолащивание культурно-нравственной сферы в России привели страну к трагедии большевизма».

На вопрос о том, возможен ли новый подъем демократических и либеральных тенденций в России, Алексей Кара-Мурза ответил: «Уроки Ключевского подтверждают, что не только возможен, но и неизбежен, если этому подъему будет предшествовать новый этап демократизации и либерализации сознания». Завершая свое выступление, докладчик процитировал строки Осипа Мандельштама о Ключевском: «Ключевский — добрый гений, домашний дух-покровитель русской культуры, с которым не страшны никакие испытания и бедствия».

Ольга Жукова
Ольга Жукова
Основным вопросом, на который в своем докладе, попыталась ответить профессор Московского педагогического государственного университета, член Совета Фонда «Русское либеральное наследие» Ольга Жукова был вопрос об актуальности наследия Ключевского в наше время. «Ключевский выстроил социально-политическую историю России на архетипических сюжетах, — сказала она. — Аутентичны ли идеи и концепты Ключевского современности? Тематизировать наследие Ключевского мы можем с помощью вопроса: есть ли либеральные перспективы у российского государства и общества, которые почему-то склоняются к консервативному выбору? Эту консервативную тенденцию Ключевский ясно выделил, оценил и попытался найти средства к самоисправлению общества. Очевидно, искать эти средства нужно, выделив главное противоречие, которое по Ключевскому заключается в том, что образованный русский ум напитался запасом нравственных и политических идей европейского культурного мира, но своих идей не выработал, а ограничился заимствованием».

По мнению Ольги Жуковой, Ключевский показал самое главное противоречие русской истории — то, что он назвал «двойным процессом в русском уме»: с одной стороны, критическое отношение к действительности, а с другой стороны — критическое отношение и к заимствованным идеям. «Если сегодня мы будем читать историю по Ключевскому, — отметила она, — то он поможет нам подобрать инструменты для решения проблемы культурно-политической идентичности и увидеть, что раскол русского мира по-прежнему существует, а ценностный консенсус в обществе отсутствует».

Михаил Афанасьев
Михаил Афанасьев
Михаил Афанасьев, директор по стратегиям и аналитике группы компаний «Никколо М», продолжил дискуссию своими размышлениями над вопросом, помогает ли наследие Ключевского понять советское и постсоветское общество. В своем выступлении он отметил: «Явная недостаточность опыта мирного межсословного взаимодействия стала главной историко-социологической проблемой России — так, как ее видел Ключевский. И, соответственно, накопление реального опыта широкого межсословного взаимодействия являлось и до сих пор является главной социально-исторической задачей, стоящей перед Россией. Ключевский считал, что это противоречие можно и нужно преодолевать путем активных, разумных действий просвещенного правительства».

Переходя к обсуждению трех основных докладов, модератор Игорь Клямкин определил их общую идею: «Фигура и наследие Ключевского были рассмотрены докладчиками не столько с точки зрения исторической науки, сколько с позиций его общественной деятельности, определенной морали, интенции и его видения изменений исторического маршрута России. Мне кажется, тут важен вопрос о том, что в русской истории по Ключевскому может способствовать достижению либеральных целей, на что в истории, по мнению Ключевского, можно опереться. Мое личное впечатление от работ Ключевского заключается в том, что для него вопрос о движении русской истории остался открытым. Может быть, поэтому он и не стал продолжать свой курс после периода Николая I, а в начале ХХ века говорил о том, что сам он остался в XIX веке».

Валентина Грузинцева, Новостная служба портала ВШЭ

Фото Никиты Бензорука

Вам также может быть интересно:

«Где история»: новый портал для профессионалов и любителей наследия, археологии и этнографии

Начал работу уникальный портал «Где история», создателем которого стала Мария Уколова, руководитель проекта лаборатории «Молодежная политика» НИУ ВШЭ и лидер проекта «Археономика: экономика наследия». Она рассказала «Вышке.Главное» о том, для кого предназначен новый проект и какую информацию можно найти на его страницах.

«У гуманитарной науки в нашей стране исторический профиль»

В Высшей школе экономики прошел круглый стол, посвященный актуальным вопросам исторической науки и исторического образования, организованный при поддержке Российского исторического общества (РИО). В его работе приняли участие ректор НИУ ВШЭ Никита Анисимов и председатель РИО, директор СВР Сергей Нарышкин.

«Вышка готовит не специалистов узкого профиля, а людей с широким кругозором»

С нового учебного года историки будут учиться в бакалавриате ВШЭ не четыре года, а пять лет. Что это: объективная необходимость или тихое возвращение к советской системе подготовки историков? Объясняет декан факультета гуманитарных наук Михаил Бойцов.

Тест: от заговоров до ДМС. Что вы знаете об истории отечественной системы здравоохранения?

100 лет назад у вас не получилось бы записаться в поликлинику — их не было. Редакция IQ.HSE составила тест, который поможет проверить, насколько хорошо вы ориентируетесь в истории здравоохранения.

Покайся и работай. Что общего между исповедью и советскими автобиографиями

Автобиографии в СССР писал почти каждый. С 1930-х годов они стали обязательными при оформлении документов — от приема на работу до получения наград. Эти личные свидетельства адресовывались государству, их составление формировало «советского человека» и напоминало Таинство покаяния перед Всевышним, утверждает профессор НИУ ВШЭ Юрий Зарецкий.

Введение в Даурскую готику. Что это за феномен и как он возник в Забайкалье

Медиевальный хоррор, вампиры, колдуны, таинственные монахи и восставшие мертвецы наряду с реальными историческими фигурами, сюжеты о Гражданской войне в России в ореоле мистики — такова самая простая формула Даурской готики. Об этом явлении и его развитии IQ.HSE рассказал его исследователь, доктор политических наук Алексей Михалев.

Библионочь в Высшей школе экономики: Шекспир, музеи и квесты

Почти 40 команд приняли участие в квесте «По страницам Басмании», организованном Высшей школой экономики в рамках ежегодной городской акции. В это же время в библиотеке университета ставили отрывки из «Ромео и Джульетты» и слушали лекции о театре.

Список литературы: советская историческая наука

Оправдание опричнины, сталинизм и попытки сохранить себя.

Как отправить сына учиться за границу в XVI веке

На примере истории швейцарских гуманистов Томаса и Феликса Платтеров попытаемся разобраться, с какими трудностями встречались родители XVI века, решившие отправить своего ребенка учиться в престижный зарубежный университет.

Запретное знание

Абсолютная свобода слова и совести в Древней Греции — миф. Каждый мог публично критиковать политиков, но высказываться о религии и мироустройстве было чревато. Философов приговаривали к смерти как безбожников, их учения запрещались, а книги горели на кострах. Феномен античной цензуры исследовал профессор НИУ ВШЭ Олег Матвейчев.