• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Эксперты НИУ ВШЭ оценили «стоимость» вариантов развития законодательства о цифровых платформах и предложили оптимум

Эксперты НИУ ВШЭ оценили «стоимость» вариантов развития законодательства о цифровых платформах и предложили оптимум

© www.freepik.com

Рост цифровых платформ — явление, опережающее свое регулирование не только в России, но и в мире в целом. При этом на сегодняшний день в зарубежном опыте еще не сформировалась полезная практика — сперва рассчитывать эффекты от регуляторных сценариев, а потом принимать решения. Эксперты НИУ ВШЭ предложили параметры оптимальной нормативной рамки и оценили экономические эффекты деятельности цифровых платформ в России в разных вариантах регулирования.

Результаты исследования изложены в статье «Вклад цифровых платформ в развитие российской экономики: моделирование эффектов регулирования», опубликованной в журнале «Вопросы экономикм». Авторы работы научный руководитель НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов, проректор, профессор факультета права Алексей Кошель, директор Института «Центр развития» Наталья Акиндинова и преподаватель департамента политики и управления факультета социальных наук Екатерина Кручинская.

В статье отмечается, что, например, в Канаде платформенные отношения признаются трудовыми. Государственное регулирование обязывает платформы обеспечивать минимальную почасовую оплату труда и компенсировать транспортные расходы работников через установление минимальной надбавки за пройденное расстояние. Кроме того, платформы обязаны соблюдать определенные требования, включая обеспечение минимальных стандартов занятости, предоставление компенсаций и гарантий безопасных условий труда. В Китае практикуются достаточно значимые штрафы для платформ в случае несоблюдения антимонопольного законодательства. Анализ ситуации вокруг Alibaba в Китае служит показательным примером потенциальных негативных последствий чрезмерно строгого государственного регулирования цифровых платформ. В частности, значительный антимонопольный штраф, наложенный на компанию (в размере 4% от годового дохода), последовал за ограничением конкуренции. Вместо желаемого сдерживания монополистической практики, подобные ограничительные меры могут подтолкнуть платформу к компенсационным стратегиям, таким как увеличение комиссионных сборов и ужесточение условий доступа для участников. В итоге это может привести к снижению потребительской активности и, в долгосрочной перспективе, нанести ущерб всей цифровой экосистеме. Данный прецедент подчеркивает необходимость тонкого баланса между регулированием цифровых гигантов и поддержанием здоровой конкуренции и инноваций.

Европейское регулирование цифровых платформ, несмотря на декларируемую приверженность к сбалансированному подходу, в реальности создает ситуацию, характеризующуюся повышенными рисками, обусловленными доминированием транснациональных корпораций в цифровом пространстве и недостаточным вниманием к экономическим последствиям ограничительных мер. Законодательные акты, такие как Директива 2000/31/EC об электронной торговле, которая ранее служила основой регулирования, но признана недостаточной в текущих условиях, и более современные GDPR (Общий регламент по защите данных), DMA (Закон о цифровых рынках) и DSA (Закон о цифровых услугах), хотя и декларируют стремление к защите прав потребителей, обеспечению конкуренции и контролю за незаконным контентом, по факту ложатся примущественно на плечи неевропейских игроков.

Примером является дело Google Shopping, где Европейская комиссия, руководствуясь статьей 102 Договора о функционировании Европейского союза, наложила штраф за злоупотребление доминирующим положением. Данное решение, хотя и призвано пресечь недобросовестную конкуренцию, демонстрирует сложность адаптации антимонопольного законодательства к динамично развивающемуся цифровому рынку. Несмотря на признание судом (дело T-612/17) обоснованности обвинений, сам факт разбирательства и необходимость доказывания «теории вреда», подчеркивают потенциальные издержки для компаний, вынужденных тратить ресурсы на соответствие, в то время как европейские конкуренты, не имеющие сопоставимых масштабов, находятся в более выгодном положении.

© www.freepik.com

Более того, принятие DMA и DSA, направленных на регулирование крупных онлайн-платформ, включая вопросы модерации контента, обеспечения взаимодействия и предотвращения недобросовестной практики, подразумевает существенные затраты на соответствие. Эти затраты непропорционально высоки для транснациональных корпораций, в то время как европейские стартапы, имеющие ограниченные ресурсы, могут столкнуться с трудностями в выполнении новых требований. В отсутствие крупных европейских платформ, способных уравновесить влияние транснациональных игроков, эти нормативные акты, даже имея благие намерения, рискуют создать регуляторный барьер, способствующий консолидации рынка и ослаблению конкуренции, что, в свою очередь, может негативно сказаться на развитии инноваций и экономической мощи Европейского Союза в долгосрочной перспективе. Таким образом, европейское регулирование, призванное обеспечить справедливую конкуренцию и защиту прав потребителей, фактически создает риски, связанные с чрезмерным давлением на транснациональные платформы и недостаточным учетом экономических последствий этих мер, что является определяющим фактором в формировании структуры цифрового рынка в регионе. Необходимо учитывать, что новые законы и директивы развиваются на базе ранее принятых, и хотя DSA в значительной мере перекрывает действие Директивы 2000/31/EC, последняя все еще имеет значение для понимания эволюции регулирования электронной коммерции.

В связи с тем, что в практике регулирования существует серьезная лакуна не основанных на данных решениях, исследовательской группой НИУ ВШЭ проанализированы возможные «очищенные» эффекты регулирования цифровых платформ в шести разных сценариях без эффекта замещения. При этом «очищенные» эффекты, или результаты без эффекта замещения понимаются как явление, при котором ресурсы, активы или экономическая деятельность, связанные с цифровыми платформами перетекают или перераспределяются внутри экономики в ответ на изменения в регулировании, что ведет к снижению их вклада в ВВП за счет перемещения ресурсов из одних секторов в другие.

Эксперты НИУ ВШЭ подчеркивают, что достигнутый вклад цифровых платформ в 5,5% ВВП России необходимо сохранить. Государство, создавая необходимые правовые рамки, обязано не допустить радикально жесткого регулирования, способного замедлить их положительный эффект для экономики России, в том числе и за счет ограничения платформенной занятости.

Авторы считают, что сбалансированный подход к регулированию возможен – он не наносит урона экономике, в отличие от жестких регуляторных сценариев. Рассматриваются три направления регулирования, на основании которого проектируются нынешние инициативы в России: ограничения на скидки, сочетание трудовых отношений и самозанятости в вопросах платформенной занятости, контроль качества продукции и добросовестная конкуренция.

Наряду с этим впервые в мировой науке исследователи сочетают подходы математического моделирования и экономико-юридического анализа: каждая из выбранных регуляторных мер, имеющая возможность быть выраженными законодательно, находит отражение в параметрах математической модели, с помощью которой прогнозируется чистый вклад платформ в ВВП России до 2028 года. Несмотря на то, что вклад моделируется без эффекта замещения — то есть, только на основании того, что это именно эффекты платформ без учета инфляции, развития других секторов и прочего и поскольку это «черные лебеди», которые в такой спецификации учесть невозможно, авторы приходят к важным выводам. Так, введение даже одной жесткой меры — например, полный запрет на скидки или признание платформенных отношений трудовыми — способно нанести урон платформенной экономике, выраженный в потере примерно 3,8—4,7 п. п. ВВП до 2028 г. без эффекта замещения. При этом сбалансированный сценарий, параметры которого были разработаны авторами, показывает наиболее быструю сходимость (в математическом смысле — равновесие) и импульс роста 3,85 п. п. без эффекта замещения уже в 2025 году.

Екатерина Кручинская

«Авторы исследования принимали активное участие в обсуждении и разработке оптимальных мер регулирования цифровых платформ в 2024-2025 гг. Отметим, что близкий к сбалансированному сценарий реализован во внесенном Правительством РФ в Госдуму законопроекте «Об отдельных вопросах регулирования платформенной экономики в Российской Федерации», а также разработанных и внесенных вместе с ним проектов законов-спутников», — рассказала также Екатерина Кручинская.

Вам также может быть интересно:

ВШЭ ищет новые идеи для ИИ-агентов: стартовал конкурс инициатив

Высшая школа экономики приглашает исследователей и преподавателей представить концепции новых цифровых продуктов на базе искусственного интеллекта. Лучшие проекты получат экспертную и технологическую поддержку. Заявки принимаются до 19 декабря.

В Вышке создан Институт робототехнических систем

Решение об этом принял Ученый совет НИУ ВШЭ. У нового института будет мощная фундаментальная база, он будет сотрудничать с другими профильными подразделениями, вовлекать студентов и аспирантов в исследования и разработки. К каким практическим результатам приведет работа института и как планируется организовать взаимодействие с его индустриальным партнером, «Вышке.Главное» рассказал первый проректор НИУ ВШЭ, директор Института статистических исследований и экономики знаний Леонид Гохберг.

Подведены итоги Конкурса инноваций в образовании — 2025

22 ноября в конгресс-холле Альфа-Банка состоялась церемония награждения финалистов, победителей в номинациях и абсолютного победителя Конкурса инноваций в образовании (КИвО-2025). Он проводится 12-й раз, и сегодня это хорошо известный в образовательном сообществе флагманский проект Высшей школы экономики, объединяющий формальное образование, EdTech и частные инициативы.

От импортозамещения к прорыву: как Россия движется к технологическому суверенитету

Доля импорта в затратах на производство и реализацию продукции в России сократилась почти в два раза с 2021 по 2024 год. Об этом свидетельствуют данные исследования НИУ ВШЭ, представленные на круглом столе, посвященном технологическому суверенитету. Эксперты также обсудили, как перейти от импортозамещения в промышленности к прорыву на глобальных рынках. Мероприятие прошло в рамках Дискуссионного экспертного форума НИУ ВШЭ.

Вышка Онлайн представила документальный фильм о влиянии ИИ на нашу жизнь

27 ноября на всех онлайн-площадках Вышки Онлайн состоялась премьера документального фильма «После промпта» от онлайн-кампуса НИУ ВШЭ. Его авторы исследуют, как искусственный интеллект меняет работу, карьерные траектории и профессиональное развитие специалистов. Это первый видеопроект, полностью реализованный командой онлайн-кампуса НИУ ВШЭ совместно с приглашенным режиссером Ольгой Науменко.

«Показать науку через игру»: в Вышке состоялся фестиваль «Республика ученых»

В середине ноября в атриуме корпуса университета на Покровском бульваре при поддержке Центра академического развития студентов прошел Фестиваль науки НИУ ВШЭ «Республика ученых». Событие помогло студентам познакомиться с различными объединениями исследователей Вышки. В этом году в празднике приняли участие Центр научной интеграции и Центр академического письма, а также студенческие организации, которые представили свою деятельность через интерактивные форматы.

В Национальном форуме ДПО приняли участие свыше 3 тысяч человек

В Высшей школе экономики 20–21 ноября состоялся Национальный форум ДПО. В его работе приняли участие представители вузов, государства, бизнеса, ведущие эксперты в сфере образования и HR. Мероприятия, проходившие в комплексе НИУ ВШЭ в Москве на Покровском бульваре, посетили более 800 человек, а общее число офлайн- и онлайн–участников превысило 3 тысячи.

Ученые обнаружили один из самых долгих случаев ковида

Международная группа исследователей при участии ученых из НИУ ВШЭ изучила необычный образец вируса SARS-CoV-2 у ВИЧ-положительной пациентки. Генетический анализ позволил выявить множественные мутации и установить, что вирус эволюционировал в организме на протяжении 2 лет. Это подтверждает теорию о том, что вирус способен годами оставаться в организме отдельных людей, постепенно накапливать мутации и затем выплескиваться в популяцию. Результаты опубликованы в журнале Frontiers in Cellular and Infection Microbiology.

Восьмой международный онлайн-семинар U4U объединил экспертов из 14 стран

Онлайн-кампус НИУ ВШЭ провел двухдневный международный семинар U4U (Universities for Universities), который традиционно служит площадкой для обмена опытом между университетами в области онлайн-обучения. В этом году событие вышло на глобальный уровень и расширило географию. К обсуждению ключевых вызовов и стратегий развития онлайн-образования присоединились международные эксперты и представители университетов со всего мира. Встреча состоялась в онлайн-формате в середине ноября.

Технологический прорыв: исследования Института ИИ и цифровых наук отмечены на AI Journey 2025

Ученые Института искусственного интеллекта и цифровых наук факультета компьютерных наук ВШЭ в рамках Международной конференции AI Journey 2025 представили передовые ИИ-исследования с высоким уровнем научной новизны и практической применимости. Научное решение заведующего Научно-учебной лабораторией матричных и тензорных методов в машинном обучении Максима Рахубы получило премию «Лидеры ИИ — 2025». Заведующий Центром глубинного обучения и байесовских методов Айбек Аланов — среди финалистов премии.