Детские сады должны стать трансформерами
10 июня на традиционном семинаре Института образования ВШЭ обсуждалось влияние среды на развитие детей дошкольного возраста. С докладом «Современные детские сады в России: возможности и перспективы» выступил специалист в области образования Всемирного банка Тигран Шмис.
Исследователи дошкольного образования считают, что обстановка, которая окружает детей в детском саду, — особенности помещений вплоть до мебели, оказывает значительное влияние на их развитие. Создатели ультрасовременного детского сада «Фудзи» в Японии решили дать детям возможность побегать — сделали на крыше огромную площадку. И через некоторое время оказалось, что воспитанники этого детского сада физически крепче большинства своих сверстников.
Пространство стандартных российских детских садов не предоставляет детям необходимых возможностей для физического и умственного развития
Пространство стандартных российских детских садов не предоставляет детям необходимых возможностей для физического и умственного развития, считает специалист в области образования Всемирного банка Тигран Шмис. Все помещения — спальни, игровые, музыкальные и спортивные залы — используются только для того, чтобы соответственно спать, играть, заниматься музыкой и заниматься спортом. В то время, когда они не используются по прямому назначению, их закрывают. В результате, хотя по площади российские детские сады огромны, используются эти площади настолько неэффективно, что детям практически негде играть и бегать. У детей нет возможности менять пространство, трансформируя или хотя бы просто сдвигая мебель, хотя участие в формировании окружающей обстановки важно для их развития.
При строительстве и оформлении российского детского садика безопасность, казалось бы, всегда стоит во главе угла. Однако и здесь не все продумано. Например, предполагается, что эвакуация детей осуществляется только по коридорам — тогда как во многих странах уже выработаны более эффективные решения. Так, в детских садах Германии и Австрии в любом помещении есть специально оборудованные экстренные выходы, которые при необходимости легко открыть. Другой пример — за рубежом все двери в детских садах сделаны так, что ребенок не может прищемить палец. У нас пока никто не заботится об этом.
Главное препятствие для инновационных решений — несогласованность отдельных норм, связанных с дошкольным образованием
Российские детские сады при всей их «несовременности» еще и очень дороги как в строительстве, так и в эксплуатации. Связано это опять-таки с жестким разделением помещений по функциям. В нынешней ситуации, когда в соответствии с майским указом президента требуется за короткий срок обеспечить местами в детских садах большое количество детей, дороговизна становится огромной проблемой.
Можно ли быстро изменить сложившуюся ситуацию?
Тигран Шмис считает, что можно. Главное препятствие для инновационных решений — несогласованность отдельных норм, связанных с дошкольным образованием. Оформлением пространства детских садов занимаются несколько организаций — Минобрнауки России, МЧС России, Роспотребнадзор, Росстрой. Как правило, действия этих ведомств не согласованы между собой, но многие проблемы можно решить, просто наладив совместную работу. Следующим шагом должно стать создание согласованной системы норм, связанных с пожарной безопасностью, санитарно-гигиенической обстановкой, питанием и образованием в детских садах.
Свои представления о современном российском детском саде Тигран Шмис и его коллеги из Всемирного банка воплотили в одном из городов Ханты-Мансийского автономного округа. Здесь строится детский сад на 220 человек. Его общая площадь составит порядка 3 тыс. квадратных метров, причем на одного ребенка будет приходиться более 9 квадратных метров игрового пространства. При этом типовой современный детский сад на 220 человек — это 4 тыс. квадратных метров и 2,5 квадратных метра игровой площади на ребенка. Еще одно отличие этого проекта — энергоэффективность: благодаря разумной организации пространства детский сад за 40 лет эксплуатации сэкономит на коммунальных платежах 26 млн. рублей. Над проектом сообща работали специалисты по педагогике, безопасности, санитарно-гигиенической обстановке. Можно надеяться, что он успешно пройдет все нужные экспертизы. Сходные современные детские сады строятся и в Республике Саха (Якутии). Здесь в ближайшее время экспертизу будут проходить 90 дошкольных учреждений нового типа.
По мнению директора Федерального института развития образования Александра Асмолова, руководившего разработкой стандарта дошкольного образования, проекты специалистов Всемирного банка в Ханты-Мансийском автономном округе и Якутии покажут всем заинтересованным, что и в рамках существующих норм можно строить современные образовательные учреждения, притом обойдутся они дешевле обычных. Сейчас выделяются большие средства на строительство новых детских садов, и существует опасность, что их используют для строительства типовых зданий, которые не смогут обеспечить нормального развития детей в соответствии с нормами, закрепленными в стандарте дошкольного образования.
Екатерина Рылько, специально для новостной службы портала ВШЭ
Вам также может быть интересно:
Какой детский сад лучше готовит к школе
Первоклассник быстрее привыкает к школе, если в детском саду его научили правильно общаться с людьми и быть самостоятельным.
40%
дошкольников в возрасте 4 лет и старше учились чему-либо дополнительно, помимо обязательных занятий в детском саду.
Частные и муниципальные детсады: преимущества и ограничения
Доля негосударственного сектора на рынке дошкольного образования России составляет менее двух процентов. Почему этот сектор услуг развивается так медленно? В Лаборатории экономико-социологических исследований ВШЭ прошел семинар, на котором доцент департамента социологии Ольга Савинская рассказала о проблемах развития негосударственных образовательных организаций и трудностях выстраивания государственно-частного партнерства в этой сфере.
Директоров школ в разных регионах будут изучать и сравнивать
Центр развития лидерства в образовании Института образования ВШЭ по заказу Минобрнауки России начинает проект по изучению директоров школ в 16 регионах России, по результатам которого будут разработаны рекомендации к программам их профессионального развития и повышения квалификации. Проект станет частью международного сравнительного исследования директоров школ Asia Leadership Project.
ВШЭ будет помогать школе «Покровский квартал» развиваться
27 августа в школе №2095 «Покровский квартал» состоялось родительское собрание, на котором ее директор Илья Новокрещенов, ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов и директор Центра развития лидерства в образовании ВШЭ Анатолий Каспржак представили программу ее развития.
В регионах доходы педагогов растут неравномерно
В последние три года зарплаты российских учителей и воспитателей детсадов росли. Но из-за неодинаковой покупательной способности зарплат в разных регионах доходы педагогов стали заметно отличаться. Об этом говорится в исследовании старшего научного сотрудника научно-учебной лаборатории анализа и моделирования институциональной динамики НИУ ВШЭ Натальи Родиной.
Зарплаты воспитателей детсадов растут вместе с нагрузкой
13 мая на традиционном семинаре Института образования ВШЭ снова обсуждалась тема зарплат в образовании — на этот раз в дошкольном. Сотрудники Научно-учебной лаборатории анализа и моделирования институциональной динамики ВШЭ изучили последствия повышения зарплат воспитателей детских садов.
Развитие частных детсадов в России крайне затруднено
Традиционный семинар Института образования ВШЭ 11 февраля был посвящен проблемам частного сектора дошкольного образования. К детям в нем относятся гуманнее, чем в государственных детских садах, но частные заведения не общедоступны, и далеко не во всех регионах государство их поддерживает.
Стандарт развития и согласия
1 июля Комиссия по развитию образования Общественной палаты РФ провела в Высшей школе экономики общественные слушания, посвященные федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования.
Education in Figures: Pocket Data Book. — M.: HSE, 2012
The pocket data book contains main indicators characterizing trends in the development of preschool, general education, lower and secondary vocational education as well as higher and postgraduate professional education in the Russian Federation. It covers also key education indicators for the OECD countries.