Вышкинский курс по цифровой грамотности открывается для внешних слушателей
Курс, который изучают студенты Высшей школы экономики в рамках своих образовательных программ, станет доступен на национальной платформе «Открытое образование» осенью. В июле у всех желающих появится возможность предварительной записи на один из четырех вариантов обучения: для гуманитарных, социальных и инженерных направлений подготовки — или на общую программу.
Инна Магакян, 1 курс, ОП «Иностранные языки и межкультурная коммуникация»
Курс «Цифровая грамотность» является обязательным предметом на нашей программе. Когда я только пришла на первую пару, не очень понимала, чему нас станут учить и как будут проходить занятия. Уже после курса пришло осознание, какой полезной оказалась эта информация, особенно в наше время, когда ценится умение работать в разных программах (от Word до Readymag). Для меня самым интересным заданием на курсе было создание сайта по своему проекту. Вместе с одногруппницей мы посвятили его теме домашнего насилия. Мы провели насыщенную и сложную работу по созданию и проведению опроса, его анализа, а также запуску полноценного сайта. Думаю, это был очень ценный опыт, который в будущем можно использовать как бонус в портфолио.
Благодаря курсу я наконец-то смогла осилить Excel, Tilda, Powerpoint на уровне хороших презентаций с интересной анимацией
«Цифровая грамотность» дала возможность познакомится с разными программами и научиться в них работать. Эти навыки в разы упрощают нам жизнь. Еще я очень рада, что попробовала силы в формате исследования. Мне кажется, это помогло мне определиться с траекторией, по которой я буду двигаться в будущем. Оказалось, интересно создавать опрос по острой социальной теме и анализировать данные, придумывать, как их структурировать и как продемонстрировать аудитории. Я даже задумываюсь о продолжении исследования, чтобы потом его распространить, так как тема действительно важная.
Создание сайта — отдельный восторг, я полностью погрузилась в работу. Курс интересный, насыщенный и, самое главное, действительно полезный. Кроме того, нам повезло с преподавателем, она всегда быстро реагировала, когда требовалась помощь.
Курс «Цифровая грамотность» является элементом университетского образовательного проекта Data Culture. Он направлен на формирования компетенций по работе с данными, которые необходимы для безопасного и эффективного использования цифровых технологий и ресурсов интернета в рамках академической деятельности. В год его изучают несколько тысяч студентов НИУ ВШЭ — от историков и филологов до востоковедов и урбанистов. Дисциплина, как правило, преподается в формате смешанного обучения и имеет модульную структуру: помимо общих тем, рекомендуемых для всех, образовательные программы выбирают специализированные модули для своих студентов. Получается конструктор, который в перспективе каждый студент сможет собирать под свою образовательную траекторию.
Павел Неудачин, 1 курс, ОП «История искусств»
Моим ценным приобретением по результату изучения курса стало умение работать с большими проектами, состоящими из нескольких разных по смыслу частей (большой опросник, создание инфографики, презентаций, изучение специализированной литературы). Также мне показалась важной и часть с анализом мнений различных людей — по одной и той же теме с последующим оформлением их в статистические данные. Столько точек зрения за один раз мне видеть еще не приходилось, скажу честно. Было довольно сложно оформить их все в результатах исследования. Что еще важного я вынес из курса — это бережное отношение к авторским правам. После полугода работы с интернет-ресурсами, с установкой в голове на поиск свободных материалов или обязательной ссылки на автора, волей-неволей начинаешь ценить авторские права и труд создателей.
Еще было классно, что темы для своих проектов мы могли выбирать сами: здорово писать о том предмете, который тебя волнует и привлекает по-настоящему. В рамках курса я сделал два проекта. Первый — небольшой сайт-блог, посвященный русскому архитектору Ф. О. Шехтелю. Идея была навеяна работой над курсовой по церкви, созданной им. В другом же проекте я постарался разобраться в теме, которая всегда меня интересовала: «Видеоигра — искусство?». С детства я много играл в различные видеоигры, меня всегда интересовал их сюжет, технологическая составляющая, определенная эстетика каждой отдельной игры. Я решил копнуть поглубже и узнать отношение большого количества людей к современным видеоиграм. Результаты опроса удивили меня самого: большая часть людей уже на нынешнем этапе развития видеоигр готова признать многие из них произведениями современного искусства. Конечно, стоит сделать оговорку: почти все респонденты были не старше 25 лет. Мне бы хотелось продолжить свое исследование и опросить как можно больше людей разных возрастных категорий.
Кира Харлашова, преподаватель курса «Цифровая грамотность»
Для студентов ОП «Иностранные языки и межкультурные коммуникации» думаю, были особенно полезны уроки по работе с корпусами текстов и корпусными менеджерами (например, Voyant-Tools). Кроме модулей о незаменимых офисных инструментах (редакторах документов, таблиц, презентаций) курс включает краткие основы статистики и науки о данных — важно, что студенты гуманитарных специальностей могут изучить основы этих предметов в вузе.
Наш курс ближе к реальности, чем школьная информатика — и этим удачен. Мы не проходили, например, Паскаль, как часто делают в школах, зато учились работать в конструкторе сайтов. Студент-переводчик может не заинтересоваться программированием в будущем, но способность создать сайт-визитку ему точно пригодится.
Екатерина Бабурина, 1 курс, ОП «Планирование городов»
Курс по цифровой грамотности стал важным и полезным как для общей эрудиции и наработки навыков, так и для реальной работы в сфере получаемой профессии. Уровень осведомленности студентов в вопросах работы с данными, различными софтами и т.п. оказался слишком разным. В моей школе не учили, как пользоваться всеми возможностями, предоставляемые компьютером, не рассказывали, что такое плагиат, и не объясняли, почему это плохо. А самое главное, что разработчики предусмотрели практику. Мы с моей коллегой Риммой Рыжда посвятили свой проект, созданный в рамках курса, спорту на карантине: придумали опрос на эту тему, проанализировали полученные результаты. Помимо отработанных умений и алгоритмов в технической стороне проведения опросов, мы получили эмоции от сделанной работы, а также реальный результат исследования.
Юлия Лежнина, заместитель проректора НИУ ВШЭ
Цифровая грамотность для современного человека — необходимая компетенция. Однако опыт обучения студентов в этой сфере весьма ограничен. С одной стороны, они приходят в университет с определенным багажом жизни в цифровом пространстве, с другой, он разный и зачастую не системный. С опыта «цифрового потребителя» их надо переориентировать на активность «цифрового производителя», что требуется и в период обучения, и в последующей профессиональной деятельности. Сам по себе такой курс вне зависимости от формата преподавания уже является ценностью. Но особенно приятно, что студенты, прослушав его, становятся намного смелее в представлениях о собственных силах и возможностях. Они не просто учатся делать сайты или визуализировать данные, а перестают относится к задачам, являющимся в бытовых представлениях уделом IT-шников, как в чему-то неподъемному.
Отдельное достоинство подготовленного Вышкой курса по цифровой грамотности — его структура, которая позволяет кастомизировать его под потребности конкретной образовательной программы или студента. Он может быть использован при обучении студентов абсолютно разных направлений подготовки.
В онлайн-пространстве есть курсы, которые достаточно глубоко погружают в отдельные аспекты цифровой грамотности. Но комплексный курс элементарного, начального уровня найти практически невозможно. Поэтому сегодня, в условиях активного перевода учебного процесса в онлайн, этот курс Вышки может стать подспорьем в обучении цифровым навыкам для многих российских университетов. Более того, мы уже получаем соответствующие запросы.
Харлашова Кира Эдуардовна