Заседание Российского общественного совета по развитию образования
2 ноября на очередном заседании Российского общественного совета по развитию образования (РОСРО) обсуждалась проблема оплаты учителей.
Суть проблемы, которая обсуждалась, выразил, открывая очередное его заседание, ректор ГУ-ВШЭ Ярослав Кузьминов: «Мы уже вышли из нищеты, надо не только уметь экономить, но правильно тратить». Вопрос, на который попытались ответить эксперты, практики, чиновники: «Как решить проблему зарплаты учителей к 2008 году» - был вынесен в тему заседания.
У государства российского появились, наконец, средства, чтобы переломить несправедливую ситуацию, когда учителя годами работают «за спасибо». Зарплата их существенно ниже, чем в других секторах российской экономики. Национальный проект в сфере образования предусматривает повышение зарплаты учителей на 20%, но и это позволит ей достичь уровня лишь в 65% от средней зарплаты по экономике России, отметил Ярослав Кузьминов. «При этом зарплата учителя будет существенно отставать от заработной платы врача», - сказал он.
Заместитель директора Института развития образования ГУ-ВШЭ Ирина Абанкина привела несколько цифр. С учетом покупательной способности зарплата российского учителя в 5 раз ниже, чем в индустриально развитых странах, что, по ее мнению, «подрывает конкурентоспособность учащихся». Для адекватного повышения зарплаты 1.684 тысячам учителей понадобится 410 млрд рублей, или 1,5% ВВП в 2008 году, нынешние же 0,7% ВВП – «только половина необходимых средств», - подчеркнула г-жа Абанкина. Еще одна возможность привлечения средств на среднее образование - дополнительные платные услуги семьям учащихся. Оказание таких услуг может дать дополнительно 0,4% ВВП (120 млрд рублей в фонд заработной платы). Семьям, которые не в состоянии оплачивать эти услуги, следует оказывать адресную поддержку, считают эксперты РОСРО.
Даже при действующей системе организации среднего образования и оплаты труда учителей можно правильно распределить ресурсы так, чтобы учитель не жил в нищете. Это доказывает опыт Санкт-Петербурга – там с губернатором была достигнута договоренность о финансировании и реализации новой модели, разработанной, кстати, питерским филиалом ГУ-ВШЭ. Есть положительный опыт эксперимента по изменению механизма оплаты труда в Чувашии и других регионах, сообщали докладчики.
На заседании было утверждено обращение к руководству страны, с предложением включить образование в число приоритетных национальных проектов и увеличить к 2008 году зарплаты учителям до 20-21 тысячи рублей в месяц. Для этого нужны государственные гарантии размера оплаты труда учителей, считают участники заседания. Гарантии должны обеспечиваться как за счет целевой помощи из средств федерального бюджета, так и путем привлечения средств местных бюджетов (для этого эффективных законодательных предпосылок сегодня нет). Необходимо также упразднить почасовую систему оплаты труда учителей, ввести так называемое нормативно-подушевое финансирование. «Деньги, которые идут за учащимся», поощрят внеклассную работу, повысят статус учителя, качество его труда. Достойная оплата нелегкого труда привлечет новые, качественные кадры в образование. («Увеличение зарплат позволит прекратить отрицательный отбор в отрасль и привлечь по-настоящему талантливых специалистов - тех, кто действительно хочет учить!» - жарко настаивала Ирина Абанкина.)
Заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию и науке Валентина Иванова сообщила, что экспертный совет Комитета уже обсудил поправки в законодательство относительно статуса педагогического работника, касающиеся «не только зарплаты, но других позиций».
Участники заседания отметили, что планы установить премию лучшим учителям – плодотворная идея, но для ощутимого воздействия на школу необходимо ежегодно премировать в размере 100 тысяч рублей не 10, а 50 тысяч преподавателей средних школ, считают эксперты. С соответствующей просьбой Совет обратился к Президенту РФ.
_______________________________________________________
В СМИ по теме:
"Внутренний резерв" учительской зарплаты // Солидарность № 41, 09 ноября 2005
Откуда взять деньги для школы // Известия № 205, 11 ноября 2005
Пять решений одной задачи // Учительская газета № 47, 29 ноября 2005
Вам также может быть интересно:
Драйвер прогресса и статья доходов: роль университетов в трансфере технологий
В современном мире необходим эффективный трансфер социально-экономических и гуманитарных знаний в реальный сектор экономики и госуправление. Решающую роль в этом играют университеты. У них есть возможность объединять различные коллективы и в партнерстве с государством и бизнесом разрабатывать и совершенствовать передовые технологии.
Новые возможности образовательного союза БРИКС обсудили на международной школе в Кыргызстане
Студент из Сибири слушает лекцию профессора из Мумбаи, ученый из Пекина работает над проектом с коллегами в Сан-Паулу — такие сценарии развиваются уже сейчас. Об этом говорили на международной школе для исследователей высшего образования, которая прошла на берегу озера Иссык-Куль в Кыргызстане. Как высшее образование может адаптироваться к новым глобальным вызовам и стать доступнее для всех, детально обсудили представители России, Китая, Индии, Японии и Великобритании.
Продолжается прием на программы магистратуры НИУ ВШЭ в сфере образования
В Высшей школе экономики продолжается прием на ряд образовательных программ магистратуры. Среди них — четыре очно-заочные программы, которые готовят специалистов в сфере образования: педагогов и управленцев. Срок обучения на всех программах — 2,5 года. Есть бюджетные и платные места. Подать документы необходимо до 16 сентября. Прием на такие программы осуществляется по результатам конкурса портфолио.
Цифровизация ДПО: как построить эффективную экосистему
Цифровизация стала одним из ведущих образовательных трендов последних лет. При этом цифровая трансформация касается далеко не только учебного процесса, но и всей системы организации и сопровождения образовательных программ. Еще один тренд — переход к персональной образовательной траектории с получением микростепеней — делает все более актуальными программы дополнительного профессионального образования. Эти и другие вопросы обсуждались на круглом столе «Цифровая экосистема ДПО: актуальные направления развития», прошедшем в НИУ ВШЭ.
ВШЭ приняла делегатов из 15 стран на Международной партнерской неделе в Санкт-Петербурге
23 мая в Президентской библиотеке в Санкт-Петербурге руководители и эксперты 23 вузов из 15 стран приняли участие в первом дне Международной партнерской недели. Помимо оживленной дискуссии о глобальных тенденциях развития высшего образования, состоялось подписание партнерских соглашений НИУ ВШЭ с вузами Индии, Узбекистана и Омана.
Эксперты Вышки помогут создать в Норильске инновационный лицей
В Норильске планируют открыть образовательный хаб, где лучшие учителя из ведущих школ России будут реализовывать передовые практики. НИУ ВШЭ как национальный центр компетенций по подготовке управленческих и педагогических кадров поможет проекту выстроить механизмы привлечения, подготовки и укоренения специалистов.
НИУ ВШЭ разработал дашборд для изучения трендов в образовании
Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ представил новый цифровой сервис — информационно-аналитическую систему «Индикаторы образования» (ИАС ИО). Эта система интерактивных аналитических панелей (дашбордов) позволяет визуализировать индикаторы сферы образования в динамике с возможностью сравнения по различным уровням и в международном контексте.
Питерская Вышка приняла участие в международном Саммите высшего образования FICCI (HES) в Индии
«Расширяя сознание, продвигая изменения: меняем будущее высшего образования» — так звучала тема 18-го Саммита высшего образования, прошедшего в столице Индии Нью-Дели. По приглашению организаторов форума, Федерации индийских торгово-промышленных палат (FICCI) и министерства образования Индии, делегация Высшей школы экономики в Санкт-Петербурге приняла участие в ключевых мероприятиях Саммита.
На ИВО-2023 обсудили карьерные ожидания, ценности и траектории российских студентов
В НИУ ВШЭ проходит XIV Международная конференция исследователей высшего образования (ИВО-2023), ее основная тема — «Студенческий опыт в современном университете: от абитуриента до выпускника». 25 октября, в первый день конференции, состоялась специальная секция «Карьерные ожидания, ценности и траектории студентов в российском третичном образовании», на которой исследователи из НИУ ВШЭ представили три доклада.
В НИУ ВШЭ начала работу XIV Международная конференция исследователей высшего образования
Тема конференции этого года — «Студенческий опыт в современном университете: от абитуриента до выпускника». В течение трех дней исследователи из разных регионов России и зарубежных стран будут обсуждать, какие индивидуальные и институциональные факторы определяют образовательный опыт студентов, как он связан с достижением образовательных результатов и как влияет на успешность на рынке труда. Конференция продлится с 25 по 27 октября, будет представлено более 90 докладов.