«ДПО — это более простой контакт с жизнью»
На минувшей неделе завершил свою работу 1-й Московский форум дополнительного образования «Вызовы цифровизации и новые университетские возможности». В его работе приняли участие около 2,5 тысячи человек из 87 регионов, которые представляли сферу образования, бизнес, госорганы. Они работали по десяти тематическим трекам — от цифровизации до маркетинга. О том, как прошел форум и чем он запомнился его участникам, — в материале «Вышки.Главное».
1-й Московский форум дополнительного образования прошел 14–16 ноября в Высшей школе экономики. В программу форума вошли пленарные дискуссии, более 40 мероприятий по десяти тематическим трекам, EdTech-выставка цифровых решений для ДПО, обучение в мастерских программы повышения квалификации «ДПО: цифровизация и новые образовательные решения», экскурсии по Вышке и нетворкинг. Наибольшей популярностью у участников форума пользовались треки «Цифровая трансформация ДПО», «Продуктовый подход и маркетинг в ДПО» и «Государственная политика и новые решения в ДПО».
Ключевые цифры форума ДПО
Почти 2500 участников зарегистрировались на форум.
Они представляли 87 регионов России, в том числе новые субъекты Федерации.
Более 30 тысяч составило общее число просмотров трансляций.
Около 800 человек приняли очное участие.
46 мероприятий прошло за три дня форума.
186 приглашенных экспертов работали в рамках мероприятий.
«Форум дополнительного образования Высшей школы экономики — это уникальное событие, поскольку до этого не было системообразующих мероприятий, которые собирали бы всех специалистов страны из этой сферы в едином пространстве для обсуждения вопросов ДПО. Вопросов, которые сегодня являются невероятно важными, ведь в условиях трансформации рынка труда ДПО становится едва ли не важнее основного образования», — отметила Галина Можаева, председатель оргкомитета форума, заместитель первого проректора НИУ ВШЭ.
Галина Можаева
Она подчеркнула: форум собрал очень большое число профессионалов из разных отраслей, что подтверждает его крайнюю актуальность и востребованность. Пленарные дискуссии и мероприятия тематических треков объединили почти две сотни экспертов, имеющих свои кейсы, опыт организации ДПО как в вузах, так и в EdTech-компаниях и корпоративных университетах.
В этом году одной из ключевых тем дискуссий, по ее мнению, стала цифровизация: «Это как раз та тема, которая была нужна нашему сообществу ДПО. Это тема, которая будет подхвачена прежде всего российскими университетами, в том числе в новых регионах страны».
«Разговор состоялся содержательный, увлекательный, хорошо структурированный, — говорит Галина Можаева. — Я бы хотела поблагодарить всех модераторов, которые выдерживали жесткий тайминг, всех спикеров, которые сумели за несколько минут поделиться своим опытом».
Организаторы сообщили, что хотят сделать форум ежегодным. В следующем году планируется расширить тематические треки за счет новых интересных направлений, акцент будет сделан на качестве ДПО и использовании ИИ-технологий в дополнительном профессиональном образовании.
О своих впечатлениях новостной службе «Вышка.Главное» рассказали участники форума.
Михаил Кривопал, проректор по дополнительному образованию Дальневосточного федерального университета
«Хотя мы и говорим, что форумы для нас сейчас привычная история, но это мероприятие особенное. Особенное тем, что здесь собрались неравнодушные к дополнительному образованию с разных точек зрения: и со стороны бизнеса, и со стороны провайдеров, и со стороны частных образовательных организаций и государственных, и со стороны тех, кто является настоящими партнерами наших вузов, заказчиками наших университетов, представителями различных министерств. Считаю, что самая большая ценность этого форума — в возможности на такой замечательной площадке Высшей школы экономики сверять часы, смотреть, кто как продвинулся в тех или иных вопросах, в реализации крупных федеральных проектов, понять, на верном ли мы пути. Наверное, вот в этом ценность нетворкинга и обмена опытом».
Юрий Усков, основатель компании iSpring и сети компьютерных школ «Инфосфера», ИТ-лицея «Инфотех» и вуза Институт iSpring
«Прекрасное впечатление от форума. На самом деле ДПО — это более простой контакт с жизнью. Контакт с тем, что происходит в реальном бизнесе, в жизни, в профессиональных судьбах людей. И движение может быть в обе стороны. С одной стороны, вуз отгружает какие-то компетенции в жизнь, с другой стороны, жизнь говорит вузу, какие компетенции нужны. Или как правильно их формировать. Это движение в обратную сторону для вуза может быть очень ценным, потому что оно наполняет жизненными кейсами, обогащает академические программы, классические, может быть местами даже устаревшие. Поэтому я считаю, что это очень ценно, когда люди попытались это системно осмыслить, всех собрать, обсудить».
Юлия Ковширина, начальник управления по организации научно-практических и образовательных мероприятий ФГБУ «ЦНИИОИЗ» Минздрава России
«Одним из интереснейших событий 2024 года для меня стал 1-й Московский форум дополнительного образования. С коллегами из российских медицинских университетов, ФМБА, занимающимися подготовкой медицинских кадров, удалось обсудить насущные вопросы и опыт электронного обучения на всех уровнях получения образования. С удовольствием выслушали мудрых старших коллег и молодое поколение преподавателей, обсуждали, спорили и получили огромное удовольствие от общения. Большая благодарность всей команде ВШЭ, которая великолепно организовала мероприятие: комфортный малый зал, слаженная работа кураторов и технической поддержки, вкусные кофе-брейки. Большое спасибо администрации университета и организационному комитету форума. Ждем приглашения на форум в 2025 году!»
Ольга Лисова, проректор по дополнительному образованию Ставропольского государственного аграрного университета
«Ставропольский аграрный университет выражает благодарность организаторам форума, команде Высшей школы экономики за предоставленную возможность стать участниками масштабного мероприятия в сфере развития дополнительного образования. Можно смело сказать, что мы были участниками инновационной площадки, где были представлены новые тренды в развитии ДПО, возможность обмена опытом и успешными практиками. Спасибо за профессионализм приглашенных спикеров и возможность конструктивного диалога. Особой поддержкой для участников стала выставка цифровых решений для ДПО для знакомства с продуктами EdTech-компаний. Вернулись домой с чемоданом идей, будем заниматься успешным внедрением — и готовиться к следующей встрече через год».
Елена Касьяник, проректор по учебной работе института «Кадры индустрии» при Министерстве промышленности Республики Беларусь
«Для нашего института цифровизация — важное направление, поскольку она делает доступными, возможными и очень гибкими наши образовательные программы. Это важно для наших слушателей, для управленцев, для топ-менеджеров, мидл-менеджеров, потому что учиться быстро и доступно является одним из трендов нашей системы, системы непрерывного профессионального образования. И сделать это качественно — залог нашего успеха. Ощущения самые яркие, самые положительные, самые вдохновляющие. Этот форум собрал лучших экспертов Российской Федерации, которые пришли поделиться опытом, знаниями, умениями, самыми главными, положительными, успешными кейсами в решении системы вопросов дополнительного образования взрослых. И уверена, что те идеи, те инсайты, которые родились в стенах данного форума, будут в самое ближайшее время реализованы на просторах дополнительного профессионального образования».
Владимир Михайлов, технический руководитель проектов, ООО «Первый БИТ»
«Перед нами как перед разработчиками была поставлена амбициозная задача разработать комплексную систему по учету и автоматизации всех бизнес-процессов при реализации программ дополнительного профессионального образования Высшей школы экономики. Мы детально изучили предметную область, погрузились во все бизнес-процессы и разработали практические инструменты, ориентированные именно на людей, которые будут работать с системой. На данном этапе можно с уверенностью сказать, что мы успешно справились с задачей и разработали программный продукт с революционным подходом к анализу и обработке информации, связанной с реализацией программ дополнительного образования. Наши разработки позволят в дальнейшем масштабировать проект, и проект не потеряет своей актуальности в будущем. Его мы и представили на форуме».
Наталья Андрейченко, проректор по развитию магистратуры Уральского федерального университета
«Проведение форума такого масштаба, посвященного развитию дополнительного профессионального образования, свидетельствует о пересмотре значения профессионального образования в системе образования. Это особенно важно в контексте обсуждения различных моделей мобильной подготовки кадров, включая форматы дополнительного профессионального образования и его интеграцию в систему высшего образования. Все эти изменения существенно влияют на бизнес-модели университетов. Всем участникам и стейкхолдерам процесса стоит задуматься над этим актуальным вопросом. Сегодня мы отмечаем как одну из самых важных задач интеграцию индустриальных партнеров и их материально-технической базы с системой высшего образования. Это необходимо для обеспечения качественной профессиональной подготовки».
Александр Квашнин, заместитель директора по развитию CDO Global
«CDO Global была представлена сразу в нескольких вариантах. Стенд, на котором мы показали конкретные решения, основанные на применении искусственного интеллекта в образовании. В сегменте дополнительного образования это и конструктор курсов, и ассесмент, и в принципе возможность трансформации образования с применением технологий искусственного интеллекта. Также представители компании выступили в нескольких треках. Рассказали про конкретные инструменты внедрения искусственного интеллекта, про цифровую трансформацию дополнительного образования в целом. Все это также через призму применения искусственного интеллекта и изменения бизнес-процессов».
Евгений Соколов, научный руководитель Центра непрерывного образования ФКН НИУ ВШЭ
«На форуме мы много говорили об искусственном интеллекте в образовании, и в частности в обучении взрослых. Конечно, всем интересно, как эти инструменты отразятся на образовательном процессе. Да, возможно, образование станет немного другим. У нас появятся помощники, которые позволят нам быстрее получать ответы на вопросы, которые дадут нам обратную связь, более расширенную, чем может сделать преподаватель. Да, возможно, поменяются форматы заданий. Но на самом деле главный вопрос — чему учить взрослых? В частности, мы обсуждали обучение топ-менеджеров и руководителей. Безусловно, им предстоит проводить свои компании через цифровую трансформацию, внедрять инструменты искусственного интеллекта во многие процессы в бизнесе. И чтобы научиться быть хорошим заказчиком для создания системы искусственного интеллекта, недостаточно просто послушать о том, какие есть кейсы. Нужно побыть специалистом, поработать руками, пообучать такие модели, поработать с этими инструментами. Только после этого руководители смогут стать квалифицированными управленцами и заказчиками в сфере ИИ. И это то, на что стоит обращать внимание при обучении взрослых».