• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

НИУ ВШЭ представил результаты рейтингового исследования креативных индустрий в регионах России

Креативный кластер «Артист», Самара

Креативный кластер «Артист», Самара
Фото: samara.travel

Институт развития креативных индустрий факультета креативных индустрий НИУ ВШЭ провел исследование, в рамках которого был составлен рейтинг развития креативных индустрий в регионах. В этом исследовании оценивалось как состояние креативных индустрий в регионе в целом, так и усилия местных властей по развитию потенциала территорий.

В исследовании разработан и апробирован новый подход к ранжированию субъектов Российской Федерации по уровню развития креативных индустрий. Этот подход позволяет выделить группы территорий, каждая из которых характеризуется своим уровнем развития как самих креативных индустрий, так и их инфраструктуры.

Разработчики разделили регионы на 3 рейтинговые группы:

Группа А — регионы с высокими показателями развития креативных индустрий, в этой группе регионы отличаются преимущественно комплексной системой мер поддержки креативного предпринимательства.

Группа В — регионы с меньшими оценками показателей развития креативных индустрий. За исключением нескольких регионов в этой группе в нормативном поле реализованы как минимум два элемента системы мер поддержки креативных индустрий.

Группа С — регионы, в которых показатели развития креативных индустрий имеют значительный потенциал роста, но сейчас находятся на невысоком уровне. За редким исключением в регионах этой группы система мер поддержки креативного предпринимательства находится в стадии формирования.

Во всех из рассмотренных креативных индустрий, являвшихся объектами исследования, лидерами группы А стали Москва, Московская область и Санкт-Петербург. Москва, Московская область, Санкт-Петербург, Краснодарский край и Свердловская область занимают лидирующие позиции в развитии IT, архитектуры, дизайна, фотоиндустрии, событийной и рекламной индустрий.

Тюменская область и Краснодарский край вошли в топ-5 по развитию гастрономии; Воронежская область и Краснодарский край – по развитию геймдизайна и компьютерной графики; Новосибирская область, Краснодарский край, республики Татарстан и Башкортостан — индустрии анимации и кино, также Краснодарский край и Татарстан входят в пятерку лидеров по развитию индустрии медиа и издательского дела. Челябинская область, Крым и Татарстан — в развитии индустрии народных промыслов и ремесел; Свердловская область и республика Татарстан — телевидения и радио, а также театра и исполнительского искусства.

Креативный кластер «На заводе», Сысерть
Фото: Лето на заводе / ВКонтакте

Ивановская и Новосибирская области вошли в пятерку лидеров Группы А по развитию индустрии моды, Ярославская область и республика Татарстан — музеев и галерей, Архангельская область, Краснодарский край и республика Саха — музыкальной индустрии.

В регионах-лидерах сосредоточено 44,3% организаций, реализующих специализированную деятельность в области дизайна, 76,3% компаний, реализующих деятельность в области архитектуры и до 69,8% числа организаций, занимающихся производством предметов народных художественных промыслов и ремесел.

Распределение компаний различных креативных индустрий по регионам неравномерно. Например, геймдизайн, — одна из индустрий с ярко выраженной географической концентрацией — судя по статистике, в ряде регионов данная индустрия практически не представлена. А в 35 регионах России не регистрировались коммерческие художественные галереи и организации розничной торговли произведениями искусства в коммерческих художественных галереях.

Результаты исследования подтвердили неравномерность развития креативных индустрий в субъектах Российской Федерации, а также прямое влияние системных усилий региональных администраций на уровень развития креативных индустрий. Также важными факторами развития креативных индустрий в регионах являются профильное образование, туризм и ряд других сопутствующих отраслей и сфер деятельности, кроме того, существует связь между инфраструктурой на региональном уровне и результатами развития самих креативных индустрий. 

Читать исследование

Вам также может быть интересно:

Для 70% российских креаторов работа в соцмедиа — основной род деятельности

Новое исследование «Эпоха творцов», проведенное Институтом исследований культуры НИУ ВШЭ, подтверждает растущий тренд на использование отечественных платформ креаторами, подчеркивая важность микроинфлюенсеров, коротких видеоформатов и региональной экспансии.

Креативный анализ: результаты исследования ученых пермского кампуса НИУ ВШЭ

Эксперты НИУ ВШЭ — Пермь завершили работу над масштабным проектом, посвященным анализу состояния креативных индустрий в Пермском крае и формированию рекомендаций по их развитию. Исследование проводилось при методической и экспертной поддержке ученых Центра «Российская кластерная обсерватория» ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Евгения Куценко и Виктории Боос. Рассказываем о ключевых результатах проекта.

Креативные индустрии в России на подъеме

Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ изучает структуру креативных индустрий и динамику их развития с 2019 года на основе доступных данных статистики. Как показывают результаты анализа, креативный сектор заметно опережает по темпам роста экономику в целом и проявляет устойчивость к внешним шокам. В последние годы в этой сфере деятельности в России был получен особый импульс для роста, чему способствовало появление профильных институтов развития и целый ряд новых инструментов политики.

Творчество как сектор экономики

Креативные индустрии — быстрорастущий, разнородный и инвестиционно привлекательный сектор российской экономики. Это показали результаты исследования, проведенного Агентством стратегических инициатив (АСИ) совместно с НИУ ВШЭ, Росстатом, ReksoftConsulting и Бюро K22. Презентация работы прошла в ТАСС.

Сплав академичности и практичности: студенты и аспиранты исследовали креативную экономику

В НИУ ВШЭ прошел Четвертый международный форум молодых исследователей креативной экономики. Свои доклады представили авторы научных работ, прошедших конкурсный отбор: российские и зарубежные исследователи в возрасте до 35 лет, аспиранты и студенты, изучающие социально-экономические аспекты развития креативной экономики и креативных индустрий.

Секрет креативности: что нужно для развития индустрии

Сегодня значимость креативных индустрий для экономического развития неоспорима. Российские и зарубежные исследователи собрались в Вышке, чтобы обсудить факторы и особенности работы этой сферы на IV Международной научной конференции «Креативная экономика: ключевые тренды развития и государственная политика».

Высшая школа экономики провела обсуждение развития кластера креативных индустрий в Пермском крае

Приоритетные направления креативной экономики в Пермском крае, важность образовательной составляющей в развитии креативных индустрии обсудили эксперты в рамках пленарной дискуссии «Развитие кластера креативных индустрий в Пермском крае». Мероприятие было организовано Высшей школой экономики совместно с Агентством по развитию малого и среднего предпринимательства Пермского края на форуме «Дни пермского бизнеса».

«Креативный продукт должен удивлять, быть удобным и безопасным, но при этом уникальным»

Новая онлайн-магистратура Вышки превращает креаторов в предпринимателей, способных запускать и развивать бизнес в творческих сферах. Программа «Управление в креативных индустриях» учит разрабатывать концепцию стартапа на основе рыночных трендов, привлекать инвестиции — от грантов до краудлендинга, работать в scrum-командах.

CIBA 2024: встреча искусства и бизнеса на Новой сцене Александринского театра

17 марта на Новой сцене Александринского театра в четвертый раз пройдет конференция о креативных индустриях CIBA. Это совместный проект студентов НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге и Новой сцены. Центральная тема этого года — погружение в природу креативности и творческих кризисов. Вход на конференцию свободный по регистрации.

В НИУ ВШЭ представили рейтинг креативного потенциала регионов России

Институт развития креативных индустрий факультета креативных индустрий НИУ ВШЭ и Выставочный научно-исследовательский центр (ВНИЦ) R&C опубликовали рейтинг креативного потенциала регионов России. В топ-3 вошли Москва, Санкт-Петербург и Краснодарский край. Также в лидерах рейтинга Краснодарский край, Новосибирская и Нижегородская области. Эксперты оценивали инфраструктуру креативных индустрий, политику региона, опыт проведения мероприятий и туристическую привлекательность.