Психологи Вышки разработали сервис для проверки эмоционального здоровья
Специалисты НИУ ВШЭ приняли участие в создании портала «Эмоциональное здоровье» для Страховой группы УРАЛСИБ. С его помощью сотрудники компаний будут проходить диагностику своего эмоционального здоровья и получать рекомендации, а ученые смогут проанализировать обобщенные данные по тому, как чувствуют себя работники различных отраслей.
Здоровый образ жизни становится не простой модой, но и социальной нормой. Появляется все больше приложений и сервисов, которые позволяют человеку самостоятельно следить за своим здоровьем, причем не только физическим, но и эмоциональным. К этому же своих сотрудников стимулируют и крупные компании, предлагающие им специальные программы добровольного медицинского страхования.
Специалисты кафедры психоанализа и бизнес-консультирования НИУ ВШЭ по заказу СГ УРАЛСИБ разработали портал «Эмоциональное здоровье», который позволяет сотрудникам компаний пройти диагностику, выявить риски, связанные с их эмоциональным здоровьем, и получить рекомендации по конкретным проблемам. В свою очередь, HR-службы получают сводную статистику по группам эмоционального здоровья и психологическому климату в своих компаниях, анализ угроз и возможностей и советы по ключевым кадровым рискам.
Как устроена система
В основу портала легла диагностическая экспертная система, разработанная психологами Вышки. Она представляет собой систему психологических методик, проходя которые, человек составляет самоотчет о своем эмоциональном здоровье. На основе этой информации система оценивает риски и возможности для эмоционального здоровья по разным сферам жизни и подбирает рекомендации для пользователя.
Система называется «экспертной», поскольку базируется на компьютерной программе, умеющей принимать решения, схожие с решениями «живых» экспертов в конкретной области. Поясним на конкретном примере. Эксперт сообщает разработчику об известных ему проблемах, связанных с эмоциональным здоровьем, их симптомах и методах профилактики и борьбы с ними. Полученные от эксперта сведения формализуются в виде базы данных и закладываются в компьютерную программу, которая затем фактически воспроизводит действия эксперта: выдает заключение и формулирует рекомендации к действию.
На создание такой системы ушло несколько лет. «Ряд методических инструментов мы постарались разработать и валидировать заранее, еще до тендера, который проводила компания СГ УРАЛСИБ», — говорит заместитель заведующего кафедрой психоанализа и бизнес-консультирования НИУ ВШЭ Александр Евдокименко.
Необходимо было также внедрить в систему технологии для выявления «неискренних» пользователей, которые по той или иной причине нечестно отвечают на вопросы системы. Обычно акцент делается на распознании пользователей, которые дают либо социально ожидаемые ответы (те, которые, как они думают, от них хотели бы услышать), либо негативные (например, если человек явный ипохондрик). «Но мы учитывали третий вариант — когда пользователь отвечает просто “для галочки”, чтобы побыстрее пройти тесты, — рассказывает еще один участник проекта, член экспертного совета бизнес-инкубатора НИУ ВШЭ и гендиректор компании «Веб Креатор» (разрабатывала техническую часть проекта) Андрей Муравьев. — Как это распознать? Мы для этого использовали машинное обучение, то есть учили алгоритмы находить неадекватные стратегии ответов у пользователей».
Особенностью системы является и то, что она позволяет отслеживать динамику эмоционального здоровья: полную диагностику пользователь проходит раз в год, а сокращенную, по основным рискам, — раз в квартал.
Как проходит диагностика
Для создания комплекса диагностических инструментов были использованы уже существующие авторские методики сотрудников ВШЭ и разработаны новые. Все они направлены на выявление и изучение таких синдромов и реакций, как тревожность, выгорание, вовлеченность, жизнестойкость и многих других.
Всего был определен набор из 495 вопросов и 123 факторов, характеризующих состояние эмоционального здоровья человека. При ответе на ряд вопросов выявлялось значение каждого фактора (при этом некоторые вопросы относились не к одному, а сразу нескольким факторами).
Каждый фактор может находиться в одном из трех интервалов — норма, ниже нормы и выше нормы. Нормативные показатели заранее определялись для представителей конкретного пола, возраста, должности — все эти анкетные данные пользователь указывает в самом начале тестирования. Систему интересуют прежде всего те факторы, по которым пользователь не укладывается в норму.
Очевидно, что задавать почти 500 вопросов одному человеку было бы слишком тяжело и утомительно, поэтому, без потери валидности, была придумана механика адаптивного тестирования. Сначала пользователю задается определенный пул вопросов. Исходя из ответов на них, система определяет наиболее значимые факторы и формулирует так называемые синдромы (гипотезы). По каждой из этих гипотез (обычно их 5-7) пользователю задаются более обстоятельные вопросы, в результате чего гипотеза или подтверждается, или отвергается. И уже по подтвержденным гипотезам пользователю задается максимальное количество вопросов, чтобы прояснить все аспекты и детали его эмоционального состояния. Вся процедура занимает от 18 до 30 минут.
Что получает пользователь
По итогам диагностики пользователю присваивается группа здоровья и дается прогноз по ней (положительный или негативный). Кроме того, составляется «колесо баланса» по сферам жизни (для каждой из которых показано соотношение рисков и возможностей), рассчитывается уровень жизнестойкости, выявляются и ранжируются по степени опасности угрозы эмоциональному здоровью. Система также определяет набор копинговых стратегий (стратегий совладания с трудностями), характерных для данного пользователя, и выдает список вполне практических рекомендаций для снижения рисков.
«Такого рода информация обычно доступна только специалистам, — поясняет доцент кафедры психоанализа и бизнес-консультирования ВШЭ Екатерина Стрижова. — Нашей задачей было сделать так, чтобы она стала не просто доступна, но и понятна каждому пользователю. Поэтому мы адаптировали терминологию и перевели ее на язык пользователя».
Что получает работодатель
Информация по каждому конкретному пользователю сохраняется анонимной. HR-служба, когда система накопила определенное количество профилей, получает сводные данные по организации. Они включают структуру выборки по полу, возрасту и категориям должностей, перечень рисков, присутствующих в коллективе, и распределение сотрудников по группам здоровья.
HR-служба также получает от системы рекомендации по кадровым рискам, их причинам и динамике, ведь у одного и того же риска (например, снижения производительности труда) могут быть совершенно разные предпосылки. Пройдя предварительные испытания в нескольких организациях, методика, разработанная специалистами Вышки, показала высокую точность. Например, в одной компании она предельно четко зафиксировала, что падение производительности было связано с переездом сотрудников в другой офис.
В чем польза для науки
Проект, подготовленный Вышкой для СГ УРАЛСИБ, помимо бизнес-составляющей имеет и академическую ценность. Получаемая информация будет использована для целей исследования российской экономики.
«Мы впервые получим данные по эмоциональному здоровью работников различных отраслей и сможем сравнивать их по похожим критериям, — говорит Екатерина Стрижова. — Статистика будет накапливаться, что-то из нее, несомненно, ляжет в основу наших научных статей и отраслевых отчётов».
Евдокименко Александр Сергеевич
Заместитель заведующего кафедрой психоанализа и бизнес-консультирования
Стрижова Екатерина Андреевна
Доцент кафедры психоанализа и бизнес-консультирования
Вам также может быть интересно:
«Департамент психологии ВШЭ — лидер этого направления образования в России»
22 ноября департамент психологии факультета социальных наук (ФСН) ВШЭ отметил профессиональный праздник всех причастных к психологии. В этом году в Вышке он был приурочен к 85-летнему юбилею профессора Владимира Шадрикова — выдающегося отечественного психолога, основателя факультета психологии ВШЭ (который позже в качестве департамента вошел в состав ФСН), научного руководителя Научно-учебной лаборатории психологии способностей департамента психологии факультета социальных наук Вышки.
Психологи из НИУ ВШЭ узнали, как любовь к животным влияет на отношения с людьми
Ученые из НИУ ВШЭ выявили связь между привязанностью к домашним питомцам и отношением к природе и другим людям. Выяснилось, что чем сильнее радость от общения с питомцем, тем больше желания помогать людям, однако любовь к животным не всегда связана с заботой о природе. Результаты исследования опубликованы в журнале Social Psychology and Society.
Психологи научились измерять мечты россиян
Исследователи из НИУ ВШЭ изучили функции мечты в русском культурном пространстве и пришли к выводу, что конструктивное мечтание помогает людям осознать свой жизненный путь, способствует развитию личности и обретению смысла жизни, повышает психологическое благополучие, а также развивает сбалансированное ощущение времени. Результаты работы опубликованы в журнале «Культурно-историческая психология».
Трудоголизм помог молодым нарциссам основать успешные стартапы
Международная команда ученых при участии директора Центра стратегического предпринимательства НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге, профессора Галины Широковой и ее студентов изучила особенности влияния нарциссизма на успех молодых предпринимателей. Выяснилось, что трудоголизм усиливает связь между нарциссизмом основателя компании и показателями ее деятельности. Результаты исследования опубликованы в журнале Small Business Economics.
В НИУ ВШЭ состоялся первый выпуск слушателей программы ДПО по экстремальной психологии
В конце декабря Вышка приняла у себя коллег из Морского государственного университета имени адмирала Г.И. Невельского (г. Владивосток). Они прошли повышение квалификации и освоили программу «Экстремальная психология и основы психологии здоровья», которая была создана в НИУ ВШЭ специально для слушателей с Дальнего Востока и реализовывалась впервые.
Психологическая служба: «психологи — это не страшно и не стыдно»
Студенты ежедневно сталкиваются с высокими нагрузками, при поступлении в университет оказываются в новой среде и условиях, к которым необходимо приспосабливаться. Во времена пандемии, когда изменения в привычном образе жизни коснулись каждого, было принято решение создать университетские психологические службы. Сегодня такие центры работают почти в каждом университете, но студенты до сих пор зачастую стесняются обращаться в них за помощью. Между тем это могло бы решить многие проблемы и сделать их жизнь комфортнее.
Speed dating, мотивация и поиски оптимизма: как в Вышке провели День психолога
22 ноября в НИУ ВШЭ на Покровском бульваре отметили День психолога. Все желающие могли познакомиться ближе с этой областью науки и узнать, чем психологи отличаются от других специалистов, занимающихся ментальным здоровьем и душевным благополучием человека. Организатором праздника выступил Центр психологического консультирования ВШЭ.
Женатые мужчины реже страдают от выгорания
Чем счастливее брак, тем ниже риск профессионального выгорания, причём эта связь сильнее проявляется у мужчин, нежели у женщин. К такому выводу пришли психологи из НИУ ВШЭ, изучив влияние социальных отношений на выгорание на примере 203 сотрудников нескольких российских компаний. По мнению исследователей, понимая специфику выгорания у разных людей, можно эффективнее работать с этим синдромом. Статья с результатами работыиопубликована в журнале «Организационная психология».
Никита Анисимов и Анастасия Ракова открыли программу психологической подготовки московских выпускников перед сдачей ЕГЭ
15 мая стартовал цикл из четырех общегородских лекций психологов для московских одиннадцатиклассников перед ЕГЭ. О важности проекта перед началом мероприятия рассказали ректор НИУ ВШЭ, председатель Московского городского регионального отделения Российского общества «Знание» Никита Анисимов и заместитель мэра Москвы в правительстве Москвы по вопросам социального развития Анастасия Ракова.
Ирина Макарова: как найти и активировать в себе творческого деятеля
Центр психологического консультирования НИУ ВШЭ и студенческая организация «Школа тренинга» 19 мая проводят традиционный фестиваль Mental Health Spring для студентов, сотрудников и гостей Вышки. Цель проекта — помочь людям перезагрузиться и набраться сил перед приближающейся сессией. Мероприятие включает два формата: лекторий и парк отдыха с различными активностями. Почему важно принять в нем участие, рассказала директор Центра психологического консультирования Ирина Макарова.