Ставки вверх: эксперты Вышки о том, к чему приведет новый раунд деофшоризации российской экономики
Российскому бизнесу придется полностью или частично отказаться от размещения капитала в «тихих гаванях» и платить налоги внутри страны. Этому будет способствовать согласие Кипра, Мальты и других офшоров повысить налоги на дивиденды и проценты. Но в условиях кризиса не стоит ждать существенного роста поступлений в российский бюджет, полагают эксперты Вышки, с которыми поговорила новостная служба портала.
10 августа российский Минфин сообщил о завершении переговоров с Кипром по поводу изменения условий соглашения об избежании двойного налогообложения. Кипрская делегация согласилась с российским предложением повысить налог на дивиденды и проценты по займам. Преподаватель факультета права Высшей школы экономики, руководитель аналитической службы юридической компании «Пепеляев групп» Вадим Зарипов поясняет, что с дивидендов, выплачиваемых российскими компаниями кипрским акционерам, будет удерживаться не 5, а 15% налога, а с процентов по займам – 15%, хотя сейчас они налогом в России не облагаются. Повышение ставок произойдет с 1 января 2021 года и сделает менее выгодной кипрскую юрисдикцию: по оценкам статс-секретаря, заместителя министра финансов Алексея Сазанова, российский бюджет дополнительно получит от реализации этого соглашения 130–150 млрд рублей в год. Переговоры были непростыми, неделей ранее Россия даже объявила о намерении денонсировать соглашения, что было вызвано нежеланием киприотов пойти на российские условия.
И теперь Минфин намерен завершить переговоры по аналогичному поводу с Мальтой и Люксембургом. Кроме того, министерство ожидает ответа на такое же предложение от Нидерландов. Вадим Зарипов полагает, что киприоты согласились выполнить российский ультиматум – а именно так эксперты расценивают заявление о начале процедуры денонсации, поскольку выплаты российских компаний кипрским акционерам составляют существенную часть экономики острова. «Разрыв соглашения означал бы для него еще худшие последствия, вплоть до включения в черный список офшоров», – подчеркнул эксперт. Он полагает, что Мальта и Люксембург согласятся на российские условия, поскольку для экономики этих стран важны пребывание и транзит российских капиталов, но Нидерланды, для которых их значение невелико, могут оказать серьезное сопротивление на переговорах.
Действия российского Минфина стали следствием реализации плана BEPS, принятого Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в 2013 г. Он направлен на противодействие размыванию налогооблагаемой базы и выводу прибыли из-под налогообложения. Для России этот план важен по ряду причин. Его реализация позволит ограничить возможности «оптимизации» налогов на крупные активы, владение и фискальные платежи по которым проходили через оффшорные компании. О возвращении каких-то состояний в Россию речи не идет, говорит эксперт.
В то же время президент и правительство демонстрируют населению, что обещания о восстановлении социальной справедливости выполняются, принимаются меры по предотвращению оттока капиталов за рубеж, возвращении российских средств из-за границы и борьбе со сверхприбылями самых богатых предпринимателей, отмечает заместитель директора Института «Центр развития» ВШЭ Валерий Миронов.
Как отреагирует на нововведения отечественный бизнес, пользовавшийся офшорами? Налоговая нагрузка на крупные компании, которые пользуются офшорными юрисдикциями, повысится, но не настолько, что придется их закрывать, считает Валерий Миронов. За последние годы на Кипр уже выведены свыше 3 трлн руб., значит у собственников иностранных активов сформирована подушка безопасности. Часть собственников активов, зарегистрированных на Кипре, попытаются найти для них новые юрисдикции, но сделать это непросто – даже Швейцария и Гонконг уже не будут так привлекательны как прежде, благодаря плану BEPS. Большее значение приобретают вопросы правовой защиты собственности для капиталов иностранного владения, отмечает Вадим Зарипов. Поэтому Кипр, использующий британское право при разрешении споров о собственности и сохраняющий ее гарантии в случае спора владельца с государством, все еще будет иметь репутацию безопасной гавани для российских активов и капиталов.
Вероятность перехода бизнеса, особенно крупного, к серым и черным схемам оптимизации налогов невелика. По мнению Вадима Зарипова, контроль фискальных служб над товарными и денежными потоками расширяется, остается все меньше сфер, скрытых от налогового администрирования.
Поправки в соглашения об избежании двойного налогообложения могут укрепить позиции российских особых районов с льготным налогообложением. Вадим Зарипов считает, что часть бизнесменов перенесут компании в специальные административные районы (САР) в Калининграде и на острове Русский, особенно если Минфин осуществит свое намерение снизить до 5% налог на дивиденды, выплачиваемые компаниями, зарегистрированными в САР.
Фискальный эффект от поправок в соглашения об избежании двойного налогообложения, пока не очевиден, говорит Вадим Зарипов. Одна из причин в том, что в результате кризиса резко сократились доходы отечественных предпринимателей. По данным исследования компании FinExpertiza, прибыль российских компаний в марте-мае 2020 г. упала по сравнению с тем же периодом прошлого года на 67%.
Резкое сокращение прибылей добывающих и обрабатывающих компаний – ключевых налогоплательщиков в регионах – означает, что в ближайшее время заметного роста налоговых поступлений от деофшоризации части доходов в бюджеты регионов ждать не приходится, считает главный научный сотрудник Центра анализа доходов и уровня жизни Института социальной политики ВШЭ Наталья Зубаревич. Положительный эффект от нее регионы заметят при быстром восстановлении экономики.