Труба и суд: эксперты Вышки оценили шансы оспорить возможные санкции в отношении «Северного потока – 2»
Евросоюз и США необязательно отреагируют санкциями против газопровода «Северный поток-2» на скандал с Алексеем Навальным, поскольку в проекте задействован пул европейских компаний, уже вложивших в него миллиарды евро. Но в случае их введения они могут оказаться болезненными, а успех их оспаривания в международных судах неочевиден, считают эксперты Высшей школы экономики.
ЕС и США продолжают обсуждать возможность введения санкций против России за «отравление Навального». Масштаб этих санкций пока неясен. После инцидента с Сергеем и Юлией Скрипалями, в отравлении которых европейцы и США обвиняли российские спецслужбы, были введены только персональные санкции, напоминает директор Центра экономической экспертизы Института государственного и муниципального управления ВШЭ Марсель Салихов. Но сегодня часть политиков по обе стороны Атлантики лоббируют идею закрытия проекта «Северный поток – 2». Он практически полностью построен, осталось проложить небольшой участок, однако против его завершения и запуска выступают США, часть европейских стран и Украина.
15 сентября Жозеп Баррель в ответ на предложение некоторых европейских депутатов ввести санкции против «Северного потока – 2» заявил, что «это не входит в нашу компетенцию» (цитата по «Интерфаксу»). Впрочем, ситуация может измениться. «Северный поток-2» (СП-2) уязвим, поскольку задумывался как проект, направленный на создание альтернативного варианта транзита энергоресурсов в обход Украины, и инструмент давления на Киев, отмечает Салихов. Кроме того, он пока не введен в действие и не работает. Серьезных угроз задержка его ввода не несет, поскольку европейский рынок газа сейчас не нуждается в дополнительных поставках, а спрос на газ снизился из-за пандемии.
Учитывая рост напряженности в отношениях с Европой, России, возможно, стоило самой приостановить работы по «Северному потоку – 2», полагает научный руководитель Центра комплексных европейских и мировых исследований ВШЭ Тимофей Бордачев.
Реакция Евросоюза и США на инцидент с Навальным и характер вводимых ими санкций могут варьироваться. Никто не ожидал, что в 1980 году США введут вопреки интересам американских фермеров санкции на поставки зерна в СССР из-за ввода советских войск в Афганистан, напоминает профессор факультета мировой экономики и мировой политики ВШЭ Алексей Портанский. Тимофей Бордачев оценивает шансы приостановки реализации СП-2 немецкими и европейскими властями выше 50%. Правительство Германии вряд ли будет вводить санкции в инициативном порядке. Они будут координировать свои действия с ЕС, что уже происходит, отмечает первый заместитель декана факультета права ВШЭ Владислав Старженецкий. И если ждать санкций против СП-2, то со стороны ЕС, а не отдельно Германии, добавляет правовед.
Старженецкий считает введение санкций против СП-2 по американскому сценарию маловероятным: «Это не чисто российский проект, а скорее совместный российско-европейский, где оператором проекта выступает швейцарская компания Nord Stream 2 AG, а финансовыми инвесторами – крупные европейские компании ENGIE, OMV, Shell, Uniper и Wintershall. Более вероятным может стать ужесточение регулирования доступа российского газа на рынок ЕС. Да и логика санкций за нарушение прав человека несколько иная: в эти черные списки, как правило, попадают конкретные лица, виновные в нарушениях прав человека, а не целые экономические проекты, не имеющие никакой прямой причинно-следственной связи с ущемлением прав конкретных индивидов».
Если санкции будут все-таки направлены против СП-2, то их последствия могут оказаться весьма серьезными и создадут серьезные технологические проблемы для проекта и российской нефтегазовой отрасли в целом, считает Алексей Портанский. От участия в СП-2 могут отказаться компании – собственники судов-трубоукладчиков, что создаст трудности в завершении строительства газопровода. Представления, что санкции только помогут создать собственные аналоги иностранных технологий, могут оказаться ошибочными. Например, платформы для разработки сложных залежей, которые требуют раздельного бурения из-за сочетания газа, нефти и конденсата на одном месторождении производились только в Норвегии и США и попытки создать их аналоги или приобрести через Китай и Южную Корею пока не привели к успеху, напоминает Портанский. В результате технологическое отставание может накапливаться и создавать дополнительные проблемы экономике в целом.
Размеры убытков вследствие заморозки инвестиций и упущенной выгоды оценить сложно, полагает Салихов, поскольку мы не знаем условий консорциума и порядка их возмещения. В условиях, когда проект не начал работу, доказать многомиллиардную упущенную выгоду будет сложно, считает он. Неизвестны и условия страховки от разного рода рисков и механизмы разрешения споров. Головная компания Nord Stream 2 AG зарегистрирована в Швейцарии, и пока неясно, в какой национальный или наднациональный суд или арбитраж придется обращаться.
Если санкции против СП-2 введет Евросоюз, то добиться их отмены будет непросто. «ЕС обычно очень тщательно формулирует основания для введения санкций и проводит большую подготовительную работу перед их введением, включая оценку юридических рисков, с которыми можно столкнуться на этапе оспаривания. По этой причине, скорее всего, больших шансов на успех в оспаривании введенных санкций не будет. Это показывает и практика Суда ЕС по так называемым “санкционным делам”: добиться отмены санкций довольно сложно. Обычно это происходит в случае явных фактических ошибок, но не там, где речь идет о реализации политики ЕС в той или иной сфере. Это показывает, в частности, “дело Роснефти”, которая пыталась добиться отмены секторальных санкций в Суде ЕС, но потерпела неудачу», – отмечает Владислав Старженецкий.
Надеяться на успех судебного оспаривания санкций особенно не следует, соглашается Салихов: практика процессов последних лет показывает, что «Газпром», который является главным заказчиком СП-2, чаще проигрывает, чем выигрывает разбирательства в судах и арбитражах.
Если санкции введут США, то шансы отменить их также невысоки. Российский бизнесмен Олег Дерипаска в январе 2019 года сумел отменить введенные в апреле 2018 года Минфином США ограничения против «Русала», En+ и «Евросибэнерго», напоминает Портанский. Однако для этого Дерипаске пришлось отказаться от доминирующей доли в компаниях, он был вынужден изменить состав их советов директоров, где большинство теперь составляют независимые от него лица. При этом персональные ограничения против бизнесмена сняты не были.
Санкции, введенные американскими властями по протекционистским соображениям, можно оспорить в OFAC, офисе по контролю над иностранными активами, подчиненному Минфину США. Их можно отменить юридически, доказав их неправомерность, этим пользовались и компании, и страны, отмечает Портанский, однако когда в ограничениях перевешивает политика, вероятность успеха в подобных делах невелика, резюмирует экономист.