Взрослым посчитали шанс на новую жизнь: эксперты ВШЭ измерили эффективность онлайн-обучения на кейсе Яндекс.Практикума
Эксперты Института образования НИУ ВШЭ проверили результативность пяти курсов одного из крупнейших российских сервисов онлайн-образования Яндекс.Практикум. Исследование показало, что трудоустраиваются 71,1% выпускников, больше половины из них — в течение двух месяцев после выпуска.
Исследование охватило выпускников, которые получили IT-профессии: аналитик данных, веб-разработчик, фронтент-разработчик, тестировщик, специалист по Data Science. Дизайн исследования строился на соотнесении планов на учебу и реального их достижения.
По словам руководителя исследования, директора Центра социологии высшего образования ВШЭ Евгения Терентьева, это нестандартный подход: «Обычно оценка качества образования ограничивается измерением полученных навыков и компетенций, но взрослые приходят учиться с разной мотивацией — это необходимо учитывать».
Евгений Терентьев
Выяснилось, что большинство выпускников Яндекс.Практикума решили поставленные перед собой задачи. Две трети опрошенных начали учебу, чтобы поменять профессию. И 71,1% нашли работу по новой специальности, треть из них — еще во время учебы. 61,7% стали больше зарабатывать.
Результаты исследования опровергают стереотипы, которые сопровождают обучение взрослых — например, что в IT нельзя найти работу по специальности, если нет технического образования, или может помешать возраст. Согласно полученным данным, успешно трудоустроились 78% выпускников без технического образования, 70% тех, у кого не было опыта в IT, и 61% тех, кто старше 40 лет.
Lifelong learning — обучение на протяжении всей жизни — набирает популярность во всем мире, но пока плохо приживается в России. По данным ВШЭ, любыми программами обучения в нашей стране охвачены порядка 12% трудоспособного населения. Отчасти влияет фактор недоверия — люди мало информированы о реальных эффектах образования во взрослом возрасте. Тема остается terra incognita и потому, что коммерческие организации не всегда открыты для независимой экспертизы. Яндекс.Практикум предоставил данные Институту образования НИУ ВШЭ без каких-либо условий или обязательств, а команда исследователей разработала методологию мониторинга выпускников и согласилась сделать ее открытой. Теперь каждая компания в онлайн-образовании может присоединиться к регулярным мониторингам, которые будут проводить специалисты Вышки два раза в год.
«Мы открыли наши данные: это 1000 трудоустроенных выпускников за два года, и 69,3% студентов, которые заканчивают платные программы Практикума. Для рынка профессионального онлайн-образования раскрытие результатов может стать отправной точкой совместной работы над прозрачностью рынка онлайн-обучения», — сказал Илья Залесский, руководитель образовательных сервисов Яндекса.
База респондентов состояла из выпускников, которые закончили учебу в Практикуме с 1 января до 30 июня 2020 года, что позволяет полноценно оценить сроки трудоустройства. Исследователи НИУ ВШЭ сегментировали респондентов в зависимости от целей обучения: планировал ли выпускник менять работу или нет. Сбор данных проходил с 5 по 31 марта 2021 года и включал в себя три этапа: email-рассылку с приглашением к участию в опросе, телефонный обзвон, а также рассылку sms-сообщений.
Олег Лешуков, руководитель проектно-учебной лаборатории «Развитие университетов» НИУ ВШЭ
Исследования результативности форматов обучения являются важными для доказательной образовательной политики. В мире развивается идея микростепеней: как в конструкторе, студент составляет свой трек номер из курсов разных факультетов и вузов. Карьерные программы онлайн-курсов возможно встраивать в магистратуру и бакалавриат, чтобы приблизить университетские программы к конкретным специальностям.