«Вдохнуть энергию в предпринимательскую инициативу»
Международный центр конкурентного права и политики БРИКС НИУ ВШЭ совместно с ФАС России и Фондом «Сколково» провел VIII Международную научно-практическую конференцию «Антимонопольная политика: наука, практика, образование». На мероприятии обсуждались актуальные проблемы развития конкурентной политики и совершенствования антимонопольного регулирования внутри страны и на глобальных рынках.
В VIII Международной научно-практической конференции «Антимонопольная политика: наука, практика, образование» приняли участие российские и зарубежные ученые, юристы и инновационные предприниматели — всего около 150 человек. Кроме того, участниками стали представители конкурентных ведомств стран БРИКС, а также Египта, Саудовской Аравии, Танзании, Замбии, Гамбии и Армении. Также в рамках конференции прошли двусторонние переговоры руководителя ФАС России Максима Шаскольского и председателя Комиссии по справедливой конкуренции Танзании Аггрея Млимуки и состоялось подписание меморандума о взаимопонимании и сотрудничестве между ФАС России и Комиссией по вопросам конкуренции и защите прав потребителей Республики Гамбия.
В этом году отмечается 30-летие Конституции РФ, и темой открывающего пленарного заседания стали роль и место защиты конкуренции в системе конституционно охраняемых ценностей. В пленарной сессии приняли участие глава ФАС России Максим Шаскольский, председатель правления Фонда «Сколково» Игорь Дроздов, директор Международного центра конкурентного права и политики БРИКС НИУ ВШЭ Алексей Иванов, а также российские и зарубежные ученые и чиновники.
Алексей Иванов выступил с идеей «реконституционализации» конкурентного права и предложил для этого три шага. Прежде всего он считает необходимым отказаться от навязанной Чикагской школой индустриальной логики управления рынком, в основе которой лежит представление о рынке как о статичном явлении. Сегодняшний рынок в гораздо большей степени представляет собой динамичную, сложно организованную систему, в которой индустриальный статичный подход просто не работает.
«Это сдерживающие ограничения, которые не позволяют реализовать тот замысел о конкурентном праве, который заложен в 34-й статье Конституции. То же самое касается работы административного органа, по большому счету живущего в контрольно-надзорной парадигме, — сказал он. — Если ключевая задача — это структурные трансформации экономической жизни, то приоритизация является очень важной, потому что ресурсы, время и силы всегда ограничены. Большая часть антимонопольных регуляторов в мире все-таки чаще всего обладают высоким усмотрением, какие кейсы приоритизировать».
Во-вторых, эксперт предложил «вдохнуть энергию в предпринимательскую инициативу», то есть активно создавать процессуальные условия для развития частно-правовых исков: необходимо стимулировать споры между бизнесами и иски потребителей к бизнесу, а не только обращения с жалобами в ФАС.
В-третьих, Алексей Иванов считает необходимым «выйти из командно-административной колеи». Нужно обеспечить реальную институциональную независимость антимонопольного регулятора, то есть ФАС должен стать независимым органом.
«Независимость антимонопольного регулятора — это лучшая международная практика. Любая страна БРИКС, кроме Китая, обладает такой институциональной архитектурой организации работы. Я считаю, что именно институциональная независимость может принести очень много положительных эффектов. В 2015 году в доклад по анализу состояния конкуренции в Казахстане, который мы готовили по заказу ОЭСР, была включена рекомендация по выведению антимонопольного органа из системы исполнительной власти. Это было сделано в 2020 году и позволило стране сделать мощный рывок», — полагает эксперт.
Во второй день конференции состоялось заседание Рабочей группы БРИКС по исследованию проблем конкуренции на фармацевтических рынках. Эксперты обсудили вопросы адаптации имеющихся регуляторных инструментов для обеспечения доступности биоподобных препаратов. Особенностям их производства и вывода на рынок был посвящен доклад Самира Кулькарни, профессора Института химических технологий в Мумбаи (Индия).
Алексей Иванов поднял вопрос о проблемах российского законодательства в фармацевтическом секторе применительно к дженерикам и биоаналогам. «Возможно, для биоаналогов понадобится разработать более эффективный режим доступа на рынок. Эту работу можно осуществить совместно с нашими партнерами — например, с Индией, в которой благодаря творческому подходу правительства к интеллектуальной собственности была выстроена эффективная фармацевтическая индустрия», — полагает он.
Заместитель руководителя ФАС России Тимофей Нижегородцев предложил экспертам Международного центра конкурентного права и политики БРИКС НИУ ВШЭ провести сравнительный анализ правил по выводу биотехнологических препаратов на рынок в странах БРИКС и на Западе. Рекомендации экспертов войдут в специальный доклад, который будет использован при разработке российского законодательства для рынка биоаналогов. Алексей Иванов поддержал эту инициативу и сообщил, что проект доклада будет представлен в 2024 году на биотехнологическом форуме в Индии, где планируется провести очередное заседание Рабочей группы БРИКС по исследованию проблем конкуренции на фармацевтических рынках.
Вам также может быть интересно:
Регулировать, не угнетая: в ВШЭ проходит конференция по антимонопольной политике
Современная антимонопольная политика должна способствовать экономическому росту и своевременно реагировать на новые вызовы. При этом важно не создавать дополнительных барьеров для предпринимательства. Об этом шла речь на открывшейся 14 ноября в НИУ ВШЭ IX научно-практической конференции «Антимонопольная политика: наука, практика, образование». В ее работе приняли участие руководитель ФАС России Максим Шаскольский, ректор университета Никита Анисимов, представители государства, бизнеса и экспертного сообщества.
Антимонопольные ведомства БРИКС объединятся для регулирования зерновых рынков
Более 70–80% калорий, которые мы потребляем, приходится на долю зерновых продуктов. При этом глобальный рынок зерна сегодня контролируется небольшой группой трейдеров. Центр БРИКС НИУ ВШЭ предлагает создать межгосударственную платформу БРИКС по справедливой конкуренции, которая станет новым механизмом координации усилий антимонопольных ведомств по регулированию глобальных рынков. Об этом шла речь на международном семинаре в Каире.
«Россия и Китай сближают позиции в антимонопольном регулировании в текущих непростых условиях»
Делегация Международного центра конкурентного права и политики БРИКС НИУ ВШЭ на прошлой неделе посетила с визитом Китай. Ключевым мероприятием программы стала встреча с руководством Национального антимонопольного бюро Китая. Российские эксперты приняли участие в главной антимонопольной китайской конференции и в X Международном форуме КНР по справедливой конкурентной политике. Подробности — в нашем материале.
«Центр БРИКС поможет с трансфером лучших практик антимонопольного регулирования в Африку»
На форуме Россия — Африка, который состоялся на прошлой неделе, Международный центр конкурентного права и политики БРИКС НИУ ВШЭ совместно с ФАС России провел дискуссию «Борьба с антиконкурентными практиками крупных ТНК, пресечение трансграничных картелей и международное сотрудничество».
Иран под санкциями: как антимонопольная политика помогает работать экономике в условиях ограничений
Развитие конкуренции и снятие барьеров для предпринимательской деятельности позволяет устранить многие последствия санкций. Опытом Ирана в этой сфере поделился председатель Национального совета по конкуренции Исламской Республики профессор Сейедмохаммадреза Сейеднурани. Он прочел в НИУ ВШЭ лекцию «Экономика Ирана в условиях санкций: роль антимонопольной политики». Лекция была организована в рамках семинара Международного центра конкурентного права и политики БРИКС НИУ ВШЭ.
Пятый антимонопольный пакет впервые официально представлен на Апрельской конференции
Поиск консенсуса в вопросах, каким должно стать антитрастовое законодательство в эпоху цифровизации, когда традиционные инструменты перестают работать, оказался делом непростым. Среди участников пленарного заседания «Новый этап антимонопольной политики: презентация 5-го антимонопольного пакета» на XIX Апрельской международной конференции НИУ ВШЭ завязалась горячая дискуссия о том, к каким последствиям может привести введение абсолютно новых законодательных норм.
Нужна ли рынку антимонопольная политика
Антимонопольное регулирование может обеспечивать конкуренцию на рынке, а может использоваться как инструмент рыночных войн, нарушая права собственности и размывая верховенство права. Диспут-клуб АНЦЭА «Нужна ли России антимонопольная политика?». Эксперты: Светлана Авдашева, Вадим Новиков.
Развитие и применение антимонопольного законодательства в России: по пути достижений и заблуждений. М.: НИУ ВШЭ, 2011
Доклад к XII Международной научной конференции Высшей школы экономики по проблемам развития экономики и общества, 5–7 апреля 2011 года.
«Защищать нужно конкуренцию, а не конкурентов»
9 февраля в Высшей школе экономики прошла презентация и обсуждение доклада «Развитие и применение антимонопольного законодательства в России: по пути достижений и заблуждений».
Антимонопольное законодательство: размытость понятий
Антимонопольное законодательство находится на стыке юриспруденции и экономики. Зачастую нормативные определения получаются неоднозначными. Виктор Бродский предлагает доработанные определения ряда важнейших понятий этой сферы.