• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Искусственный интеллект в университете: вызовы и задачи

Искусственный интеллект в университете: вызовы и задачи

© Высшая школа экономики

На форуме «Технопром-2024», прошедшем в Новосибирске, Высшая школа экономики организовала круглый стол, посвященный обсуждению роли искусственного интеллекта в образовании. Как технологии ИИ помогают выводить качество образования в НИУ ВШЭ на новый уровень, рассказали представители университета.

 

Евгений Соколов

Открывая дискуссию, Евгений Соколов, руководитель департамента больших данных и информационного поиска факультета компьютерных наук, отметил: «Сегодня ИИ — одна из центральных тем в образовании. Во-первых, спрос на таких специалистов огромен, и нам нужно соответствовать: постоянно актуализировать дисциплины, создавать востребованные образовательные программы. Во-вторых, генеративные модели меняют то, как студенты учатся и выполняют задания, и нам надо подстраиваться, а где-то и полностью менять формы контроля, требования к студентам. В-третьих, современные технологии ИИ открывают много возможностей для улучшения образовательного процесса. Мы в Вышке много делаем по всем трем направлениям».

Высшая школа экономики развивает цифровые компетенции студентов и сотрудников. С 2017 года во все учебные планы бакалавриата и специалитета включен модуль Data Culture по изучению программирования, анализа данных, машинного обучения и ИИ, а также внедряются курсы по использованию инструментов ИИ в профессиональной деятельности. Преподаватели, в свою очередь, проходят курсы повышения квалификации по ИИ.

Сергей Рощин, проректор НИУ ВШЭ, рассказал об основных образовательных программах по развитию и применению ИИ, использовании генеративных нейронных сетей в студенческих работах, а также об основных ИИ-сервисах в образовании, внедренных в НИУ ВШЭ. Он отметил, что и управление университетом происходит на основе больших данных и искусственного интеллекта.

Сергей Рощин

— В этом году в НИУ ВШЭ был существенно расширен пакет образовательных программ, связанных с ИИ. Во-первых, мы усилили ряд программ, готовящих разработчиков и исследователей ИИ. Например, на бакалаврской программе «Прикладная математика и информатика» был открыт трек «ИИ 360: Инженерия искусственного интеллекта» в партнерстве с «Яндексом» и Сбером. Во-вторых, были открыты магистерские программы, направленные на подготовку специалистов на стыке предметных областей и ИИ. Ярким примером является программа «Продуктовый подход и аналитика данных в HR-менеджменте», которая создана совместно с Альфа-Банком и готовит специалистов в сфере HR-Tech. Всего у нас более 40 бакалаврских и магистерских программ, связанных с подготовкой специалистов в области ИИ, и это, безусловно, делает нас лидером в подготовке высококвалифицированных кадров, способных создавать и внедрять такие технологии в самых разных сферах.

По программе «Приоритет-2030» в НИУ ВШЭ реализуется стратегический проект «ИИ-технологии для человека». Целью проекта является разработка набора продуктов, представляющих собой помощников для человека, в том числе в образовании.

Елена Кожина, заместитель проректора

— Команды стратегического проекта активно взаимодействуют с коллегами из Дирекции основных образовательных программ, учебных офисов и факультетов, вместе придумывают и реализуют продукты, которые будут помогать студентам и преподавателям. Это и консультирование студентов по организационным вопросам, и оперативная обратная связь по домашним заданиям, и помощь в поиске интересных образовательных и карьерных возможностей.

Петр Паршаков, руководитель Международной лаборатории экономики нематериальных активов НИУ ВШЭ в Перми, представил инструменты ИИ для рекомендательных систем в образовании. Специалисты НИУ ВШЭ в рамках стратегического проекта разрабатывают навигатор профессий и навыков, а также сервис, который позволяет выпускнику школы получить информацию для принятия решения о выборе вуза.

Петр Паршаков

— Форум «Технопром» предоставляет уникальную возможность не только обменяться опытом с коллегами, но и продемонстрировать практическую ценность наших разработок. Такие мероприятия стимулируют дальнейшее развитие и внедрение инноваций, в том числе в образовательные процессы. В частности, я надеюсь, что наши идеи помогут сделать выбор образовательных программ для абитуриентов более осознанным и эффективным.

В ходе дискуссии представители НИУ ВШЭ подчеркнули, что, несмотря на перспективы использования ИИ в образовании, существуют и определенные вызовы, такие как поиск данных для обучения, этические вопросы и оценка качества решений, созданных с помощью ИИ. Для решения этих вопросов НИУ ВШЭ разработал этический кодекс, декларирующий общие принципы внедрения систем ИИ в образовательную, научную и административную деятельность внутри университета.

Вам также может быть интересно:

Названы ключевые тренды в образовании — 2025

Искусственный интеллект и виртуальная реальность все чаще становятся частью образования. Больше половины преподавателей-новаторов готовы поддерживать мультимодальные подходы с использованием ИИ, а каждый третий студент считает, что технологии способны сделать учебу интереснее и удобнее. Такие данные представили Лаборатория инноваций в образовании ВШЭ и холдинг Ultimate Education.

Студенты Вышки выиграли международный этап «Цифрового прорыва»

В начале ноября в Калининграде прошел международный этап хакатона «Цифровой прорыв. Сезон: Искусственный интеллект». В нем приняли участие 203 команды в составе 1569 человек, и среди них — студенты факультета компьютерных наук ВШЭ, призеры всероссийского этапа. Они соревновались в решении задач от партнеров хакатона — РЖД, Media Wise, «Атома», «Росатома», «Силы» и других организаций.

«Можно что-то сделать? Или меня отчислят?»: ИИ-помощники в образовании

Искусственный интеллект может значительно облегчить жизнь студентов и преподавателей университетов. Например, он способен автоматизировать некоторые учебные процессы, а также составить прогноз возможностей трудоустройства выпускников.

В НИУ ВШЭ разработан инструмент для контроля ИИ-технологий в медицине

Группа исследователей из Центра искусственного интеллекта НИУ ВШЭ разработала индекс для определения уровня этичности систем искусственного интеллекта (ИИ) в медицине. Инструмент предназначен для минимизации потенциальных рисков, обеспечения безопасной разработки и внедрения ИИ-технологий в медицинскую практику.

Стратегии роста: как корпорациям добиться антихрупкости в период турбулентности

Школа финансов факультета экономических наук НИУ ВШЭ 7 ноября представила подготовленную группой ученых и практиков финансового управления коллективную монографию «Российские корпорации в новой реальности. Финансовые стратегии на пути к антихрупкости», вышедшую в издательском доме университета. В презентации и обсуждении результатов исследования приняли участие авторы книги и представители бизнес-сообщества.

Драйвер прогресса и статья доходов: роль университетов в трансфере технологий

В современном мире необходим эффективный трансфер социально-экономических и гуманитарных знаний в реальный сектор экономики и госуправление. Решающую роль в этом играют университеты. У них есть возможность объединять различные коллективы и в партнерстве с государством и бизнесом разрабатывать и совершенствовать передовые технологии.

ИНФОТЕХ-2024: «понять перспективы и ограничения использования ИИ в образовании»

В конце октября в рамках XVII Тюменского цифрового форума информационных технологий «ИНФОТЕХ-2024» прошел круглый стол «Эксперименты с ИИ в образовании». Эксперты Высшей школы экономики, Московского городского педагогического университета, Уральского федерального университета и Тюменского государственного университета обсудили практический опыт разработки и внедрения технологий ИИ в образовательный процесс, обозначили основные вызовы, связанные с быстрым развитием образовательных решений на базе ИИ.

В НИУ ВШЭ завершилась вторая программа ПК по преподавательскому мастерству

Ее слушателями стали вузовские и школьные преподаватели из Майкопа, Москвы и Владивостока. Первую неделю они обучались очно — посещали занятия экспертов по преподавательскому мастерству в Высшей школе экономики, а вторую неделю — дистанционно в своих регионах. На итоговой аттестации они представили обновленные версии своих учебных курсов.

Fall into ML 2024: взгляд в будущее машинного обучения

25–26 октября в Москве состоялась конференция Fall into ML, организованная Институтом искусственного интеллекта и цифровых наук ФКН НИУ ВШЭ совместно с Центром ИИ при поддержке титульного партнера — Сбера. На протяжении двух дней ведущие специалисты в области искусственного интеллекта обсуждали перспективы развития фундаментальных технологий ИИ.

ВШЭ и «Яндекс» представили доклад об интеграции искусственного интеллекта в высшее образование

Высшая школа экономики и «Яндекс Образование» подготовили совместный доклад «Искусственный интеллект в образовании». В нем проанализированы ведущие мировые практики, раскрывающие потенциал технологий искусственного интеллекта (ИИ) в образовательной сфере. Доклад представляет собой карту с кейсами университетов разных стран, уже сегодня применяющих ИИ. Цель проекта — помочь российским вузам внедрять ИИ, опираясь на опыт других университетов.