Названы ключевые тренды в образовании — 2025
Искусственный интеллект и виртуальная реальность все чаще становятся частью образования. Больше половины преподавателей-новаторов готовы поддерживать мультимодальные подходы с использованием ИИ, а каждый третий студент считает, что технологии способны сделать учебу интереснее и удобнее. Такие данные представили Лаборатория инноваций в образовании ВШЭ и холдинг Ultimate Education.
Исследование опирается на международный доклад Innovative Pedagogy о десяти трендах, наиболее значимых для образования в 2025 году. Они еще не стали повсеместной практикой, но имеют все шансы оказать влияние в ближайшие годы.
Тренды связаны с ИИ (использование ИИ в мультимодальной педагогике, обучение через диалог с ИИ, диалог с обучающимися об этике ИИ, умные учебники), с VR/AR-технологиями (иммерсивный подход к обучению, оценивание с использованием расширенной реальности, виртуальное погружение в научные концепции, воображаемые миры в образовательном процессе) и глобальными вызовами (педагогика бесконфликтности, климатическое образование).
Исследователи предложили оценить тренды с учетом российских реалий 33 экспертам, 425 студентам из 16 регионов и 115 инноваторам — участникам КИвО (в их числе учителя, преподаватели вузов, студенты, родители, представители EdTech и др.). В итоговой версии исследования приведены комментарии экспертов к каждому тренду (качественный блок) и указано, какая доля опрошенных инноваторов и студентов согласна с актуальностью каждого тренда для образования в нашей стране (количественный блок).
Научный руководитель Лаборатории инноваций в образовании НИУ ВШЭ Диана Королева так комментирует исследовательский подход: «Отслеживание мировых трендов — это не только стремление к актуальности, но и необходимое условие интеграции в глобальный диалог. Однако простое копирование зарубежных подходов неэффективно. Успех требует адаптации лучших практик с учетом российской специфики: традиций, менталитета и культурных кодов. Такой баланс локальной идентичности и глобальных идей позволяет разрабатывать оригинальные решения, востребованные как внутри страны, так и за ее пределами».
По итогам анализа тренд «использование ИИ в мультимодальной педагогике» стал лидером в десятке образовательных трендов. Его как наиболее актуальный отметили 55% инноваторов и 30% студентов. Комментируя полученные результаты, Ксения Пивоварова, директор по коммуникациям и связям с индустрией Ultimate Education, акцентировала внимание на актуальности трендов, связанных с ИИ. В России эту технологию сегодня используют и студенты, и педагоги, сокращая время на подготовку к занятиям и концентрируясь на решении креативных задач.
На втором месте по популярности — «иммерсивный подход к обучению» (отметили 51% инноваторов и 34% студентов).
Дмитрий Фишбейн, директор школы «Сколка», полагает, что это можно связать с геймификацией — стремлением найти игровые форматы для изучения разных учебных материалов. «Эффективность такого подхода еще не доказана, поэтому пока трудозатраты и дороговизна преобладают. Тем не менее практика существует в образовании и определяется уровнем обучения. Так, для младших классов чаще используются очные игровые форматы, а для старших — виртуальные пространства», — отмечает Дмитрий Фишбейн.
Замыкает тройку социальный тренд «педагогика бесконфликтности» (формирование конструктивной и гармоничной образовательной среды), который отметили 41% инноваторов и 32% студентов.
По мнению Олега Янковского, победителя Всероссийского профессионального конкурса «Учитель года России — 2023», педагогика бесконфликтности — вечный тренд в преподавании, идеал, к которому следует стремиться. В разное время ее элементы носили разные имена: у Иоганна Генриха Песталоцци это было природосообразное обучение, у Януша Корчака — гуманистическая педагогика, у Симона Соловейчика — педагогика сотрудничества, у Шалвы Амонашвили — гуманная педагогика. Любой учитель, который находится на своем месте и пребывает в гармонии с самим собой, в той или иной степени реализует педагогику бесконфликтности.
Однако другие социальные темы, например климатическое образование, вызывают в России значительно меньший интерес: его отметили лишь 12% инноваторов и 14% студентов.
На презентации результатов исследования, которое состоялось в Высшей школе экономики, модератор дискуссии задал вопрос, почему студенты и инноваторы не видят будущего у климатического образования. Руководитель образовательного направления Varwin Education Александр Пикулев, представлявший сообщество инноваторов, пояснил, что проблема изменения климата может быть не столь очевидна для широкой аудитории, но ее актуальность чрезвычайно высока. По его мнению, продвижение климатической повестки через технологии виртуальной реальности (VR) — эффективный путь. Например, VR может наглядно демонстрировать, как сокращение выбросов парниковых газов влияет на уровень моря, создавая эмоционально заряженные и визуально убедительные сценарии.
Студенческую аудиторию представляла Николь Джугели — студентка образовательной программы «Иностранные языки и межкультурная коммуникация» НИУ ВШЭ. Она поделилась собственным опытом применения ИИ в образовательном процессе как с позиции обучающегося, так и с позиции репетитора: «Помогает экономить время, и ученики довольны». По ее мнению, было бы полезно, если бы студентов, чья специальность не связана с IT, в университете обучали конкретным технологиям ИИ, как сейчас обучают программированию на Python.
В ходе презентации эксперты назвали тренды, не вошедшие в десятку, но значимые для российского образования. Среди ключевых направлений выделены предпринимательство, патриотическое воспитание, финансовая грамотность, а также гуманизация образования через усиление личного общения. Технологическая часть включает развитие робототехники, обучение работе с БПЛА, агротехнологии и модернизацию среднего профессионального образования с акцентом на профессионалитет.
Особое внимание было уделено проблеме кризиса мотивации, который требуется преодолеть для повышения вовлеченности всех участников образовательного процесса. Большинство трендов формируется под влиянием государственной политики, однако важно учитывать локальные запросы и новые социальные вызовы.
Вам также может быть интересно:
Студенты Вышки выиграли международный этап «Цифрового прорыва»
В начале ноября в Калининграде прошел международный этап хакатона «Цифровой прорыв. Сезон: Искусственный интеллект». В нем приняли участие 203 команды в составе 1569 человек, и среди них — студенты факультета компьютерных наук ВШЭ, призеры всероссийского этапа. Они соревновались в решении задач от партнеров хакатона — РЖД, Media Wise, «Атома», «Росатома», «Силы» и других организаций.
«Можно что-то сделать? Или меня отчислят?»: ИИ-помощники в образовании
Искусственный интеллект может значительно облегчить жизнь студентов и преподавателей университетов. Например, он способен автоматизировать некоторые учебные процессы, а также составить прогноз возможностей трудоустройства выпускников.
В НИУ ВШЭ разработан инструмент для контроля ИИ-технологий в медицине
Группа исследователей из Центра искусственного интеллекта НИУ ВШЭ разработала индекс для определения уровня этичности систем искусственного интеллекта (ИИ) в медицине. Инструмент предназначен для минимизации потенциальных рисков, обеспечения безопасной разработки и внедрения ИИ-технологий в медицинскую практику.
Драйвер прогресса и статья доходов: роль университетов в трансфере технологий
В современном мире необходим эффективный трансфер социально-экономических и гуманитарных знаний в реальный сектор экономики и госуправление. Решающую роль в этом играют университеты. У них есть возможность объединять различные коллективы и в партнерстве с государством и бизнесом разрабатывать и совершенствовать передовые технологии.
ИНФОТЕХ-2024: «понять перспективы и ограничения использования ИИ в образовании»
В конце октября в рамках XVII Тюменского цифрового форума информационных технологий «ИНФОТЕХ-2024» прошел круглый стол «Эксперименты с ИИ в образовании». Эксперты Высшей школы экономики, Московского городского педагогического университета, Уральского федерального университета и Тюменского государственного университета обсудили практический опыт разработки и внедрения технологий ИИ в образовательный процесс, обозначили основные вызовы, связанные с быстрым развитием образовательных решений на базе ИИ.
Fall into ML 2024: взгляд в будущее машинного обучения
25–26 октября в Москве состоялась конференция Fall into ML, организованная Институтом искусственного интеллекта и цифровых наук ФКН НИУ ВШЭ совместно с Центром ИИ при поддержке титульного партнера — Сбера. На протяжении двух дней ведущие специалисты в области искусственного интеллекта обсуждали перспективы развития фундаментальных технологий ИИ.
ВШЭ и «Яндекс» представили доклад об интеграции искусственного интеллекта в высшее образование
Высшая школа экономики и «Яндекс Образование» подготовили совместный доклад «Искусственный интеллект в образовании». В нем проанализированы ведущие мировые практики, раскрывающие потенциал технологий искусственного интеллекта (ИИ) в образовательной сфере. Доклад представляет собой карту с кейсами университетов разных стран, уже сегодня применяющих ИИ. Цель проекта — помочь российским вузам внедрять ИИ, опираясь на опыт других университетов.
Практика лицензирования разработок НИУ ВШЭ отмечена премией в области корпоративных инноваций GIA
На церемонии вручения премии GIA совместный проект Центра искусственного интеллекта НИУ ВШЭ и АО «Новое сервисное бюро» получил награду в номинации «Трансфер технологий». Это стало плодом интенсивной работы университетского Центра трансфера технологий и научных сотрудников вместе с индустриальным партнером.
Онлайн-юрист, чат-ассистент и аватар профессора: как ученые Вышки применяют ИИ-технологии
Молодые ученые Вышки представили собственные проекты на Объединенном научном семинаре стратегического проекта «ИИ-технологии для человека» (реализуется в рамках программы «Приоритет-2030»). Решения, предложенные исследователями на базе ИИ-алгоритмов, будут полезны для развития гостиничного бизнеса, выявления манипуляций с эмпирическими данными в научных статьях, автоматизации создания юридических документов, а также во многих других сферах деятельности.
Эксперты НИУ ВШЭ исследовали, как ведется подготовка специалистов в области ИИ
Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ представил доклад, подготовленный на основе результатов специализированного обследования образовательных организаций высшего образования. Целью впервые проведенной работы стало выявление масштабов и условий обучения технологиям искусственного интеллекта в рамках образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ в вузовском секторе.