• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Пересобрать контенты, рынки, а не следовать учебникам, которые нам привычны»

«Пересобрать контенты, рынки, а не следовать учебникам, которые нам привычны»

© Высшая школа экономики

На заседании Ученого совета ВШЭ был сделан вывод, что для роста качества учебно-методической деятельности необходимо повышение квалификации преподавателей по вопросам работы в новой цифровой среде. Были проанализированы итоги и перспективы развития факультета экономических наук, а также секреты финансового успеха факультетов — лидеров по объему внебюджетных доходов.

Подробный доклад по первому вопросу — об особенностях учебно-методической деятельности в университете — сделал проректор ВШЭ Сергей Рощин. Он акцентировал внимание членов Ученого совета на таких аспектах, как дистанционное обучение, портфель образовательных программ, образовательная модель университета, инструменты управления образовательными процессами, а также привел данные о студентах и преподавателях.

Сергей Рощин

Сергей Рощин подвел итоги работы ВШЭ в период пандемии прошлого года, отметив оперативную реакцию на возникшие вызовы. Вышка хорошо выглядит не только на фоне российских, но и многих мировых университетов, более того — из этой ситуации мы выходим с позитивным видением: «не было бы счастья, да несчастье помогло». Университет продолжает развивать гибридный формат преподавания, причем он востребован независимо от эпидемиологической ситуации, преподаватели ведут межкампусные курсы, развиваются партнерства с вузами в России и за рубежом, взаимодействие с иностранными коллегами, появились магистерские и бакалаврские программы, реализуемые полностью онлайн.

Проректор подчеркнул, что ВШЭ первой открыла такую программу, причем в партнерстве с платформой Coursera, но теперь на этот совершенно другой рынок «буквально рвануло множество российских университетов», объявляя о десятках бакалаврских и магистерских программ. «Этот рынок будет развиваться не только в форматах деятельности университетов, а в сотрудничестве с различными платформами онлайн-образования, с бизнесом, который накопил соответствующий маркетинговый и методический опыт работы в этих форматах образовательных продуктов», — подчеркнул Сергей Рощин. В этих условиях Вышке предстоит обеспечить высокое качество образования и высокую востребованность таких программ.

Говоря о преподавателях университета, он отметил сложности их адаптации к работе онлайн и напомнил фразу Уоррена Баффета о финансовом рынке: «Когда начинается отлив, видно, кто купался голым». Массовый переход преподавания в цифровую среду показал, что «в каком-то смысле мы оказались голыми» — многие офлайн-методики, равно как и преподавательская харизма, просто так в онлайн не переводятся. Возникает иной запрос на технологию и методику преподавания, на формирование цифровой дидактики, над которой работают университеты в России и в мире. Так что ключевой проблемой остается повышение квалификации и переподготовка кадров — для ее решения в Вышке предстоит создать Центр методической поддержки преподавателей.

На Ученый совет впервые вынесли обсуждение результатов работы и направлений развития конкретного факультета — был выбран факультет экономических наук. В рамках второго вопроса его декан Сергей Пекарский представил SWOT-анализ ситуации, подробно рассказав о всех аспектах его работы.

Сергей Пекарский

В числе преимуществ факультета он назвал сильнейший в России коллектив научно-педагогических работников, высокие позиции в предметных рейтингах и международную академическую репутацию, бренд на рынке высшего образования, в числе слабых — недостаточно сбалансированную кадровую структуру (актуальна задача вовлечения молодежи и преподавателей-практиков) и недостаточно диверсифицированный поток доходов. Возможности для стратегического развития факультета дают проектный подход к основным направлениям деятельности, новые технологии в образовании, его продвижение как лидера образования в регионах. Возможные угрозы — ограниченность человеческих ресурсов, избыток конкурирующих направлений развития. Дальнейшему развитию факультета будут способствовать новые сервисы и инфраструктура.

Комментируя доклад, вице-президент ВШЭ Лев Якобсон сказал, что если бы те, кто начал работать в Вышке четверть века назад и более, когда существовало только экономическое направление, увидели эту презентацию, то испытали бы чувство глубокого удовлетворения. Действительно, состоялось то, к чему мы стремились, и такая динамика обязывает и дальше двигаться очень динамично.

Лев Якобсон

Сергей Рощин привел в качестве аналогии название советского романа «Человек меняет кожу»: так и факультет сейчас меняет парадигму — он на середине пути, когда одна кожа слезает, а другая только формируется. Вопрос в том, какой будет эта кожа, остается открытым, и здесь важно исходить не из того, что было важно для экономистов в прошлые годы, а по-другому посмотреть на повестку актуальных вызовов, «пересобрать контенты, рынки, а не следовать учебникам, которые нам привычны».

По мнению ректора ВШЭ Ярослава Кузьминова, одобрять основные направления развития факультета экономических наук, являющегося ядерным, корневым для Вышки, пока рано. «Настало время серьезных инвестиций университета в этот факультет, чтобы мы не испытывали ощущения медленно ускользающего от нас лидерства, а я предвижу, что такое ощущение будет», — подчеркнул ректор и предложил сделать факультет центром больших проектов. Возможно, они позволят достроить те компетенции, которые уже здесь сложились.

Ярослав Кузьминов

Третий вопрос повестки Ученого совета был посвящен проекту Положения о практической подготовке студентов основных образовательных программ высшего образования — программ бакалавриата, специалитета и магистратуры, которое представил Сергей Рощин. Он пояснил, что разработке этого документа предшествовал «нормативный импульс» — приказ двух образовательных министерств «О практической подготовке обучающихся», но по сути он совпадает с задачами, которые есть в Вышке в части перестройки образовательного процесса.

Предстоит несколько по-другому выстроить то, что связано с практической подготовкой, практикой, проектной деятельностью и так далее. Вводится новое понятие — элемент практической подготовки (ЭПП), представляющий собой часть учебного плана в рамках образовательного модуля «Практика». Он представляет собой самостоятельную или групповую работу студентов, целью которой является отработка практических (в том числе исследовательских) навыков. Примеры ЭПП — курсовая работа проектного типа, исследовательский проект, производственная практика.

Четвертый вопрос, рассмотренный на Ученом совете, был посвящен факультетам ВШЭ — лидерам по внебюджетным доходам. Как сообщил проректор ВШЭ Алексей Новосельцев, внебюджетные доходы выросли у всех факультетов, а лидерами стали факультет коммуникаций, медиа и дизайна, Высшая школа бизнеса (ее кейс будет рассмотрен на следующем заседании) и факультет компьютерных наук.

Иван Аржанцев

Декан факультета компьютерных наук Иван Аржанцев рассказал об источниках дохода факультета и отметил, что расходовать средства существенно труднее, чем тратить, и это большая работа. «Мы сформировали финансовый комитет и перешли на проектное планирование бюджета — чтобы каждый проект за бюджет боролся, чтобы за него отчитывался по итогам и планировал бюджет на следующий год», — рассказал он.

«Все знают, как написан роман «Дон Кихот», но никто не знает, как его написать», — отметил декан факультета коммуникаций, медиа и дизайна Андрей Быстрицкий. Это, впрочем, не помешало ему поделиться некоторыми секретами финансового успеха.

Андрей Быстрицкий

«Сотрудники факультета в значительной своей части крайне ориентированы на интерактивное взаимодействие со средой, в которой они работают, и с людьми, которых они учат, и это позволяет занимать активную позицию на рынке. Слава приносит деньги, а деньги приносят славу. Гибкость, свобода, разнообразие подходов, быстрое реагирование на все то современное, что появляется в образовательной сфере, умение адаптировать это к себе — чрезвычайно важные вещи. Когда я работал на ВГТРК, мой руководитель Олег Максимович Попцов говорил, что управлять — значит разрешать. Думаю, что свобода, которая у нас есть, возможность гибкого реагирования, улавливания активного спроса на образовательные услуги — это и есть в какой-то степени залог успеха», — заявил декан.

Ключевым фактором успеха он также считает кадры: качество сотрудников факультета — «выше всяких похвал, с такими людьми работать приятно, интересно и выгодно для всех». В условиях роста финансового обеспечения проектов растут и доходы сотрудников: заработок должен быть обоснован, честен, и это важный способ стимулирования людей, создания из них активных участников развития факультета.

Как отметил Алексей Новосельцев, представленные факультеты — «чемпионы», но успешно работают не только они. Так что ректорату необходимо организовать не изучение опыта отдельных факультетов, а обмен опытом успешного фандрайзинга и рационального планирования расходования средств.

Вам также может быть интересно:

«Финансовая устойчивость университета обеспечена»

27 ноября на заседании Ученого совета НИУ ВШЭ был одобрен проект Плана финансово-хозяйственной деятельности НИУ ВШЭ на 2025 год и плановый период 2026–2027 годов. В документе предусмотрен рост доходов от высшего и дополнительного образования, от научной деятельности. При этом вырастут расходы университета на оплату труда, социальные программы, исследования и разработки.

«Наш центр — большой межподразделенческий проект»

На апрельском заседании Ученого совета НИУ ВШЭ подвели итоги работы НЦМУ «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала» в 2020–2023 годах и представили планы на будущее. С презентацией выступила проректор НИУ ВШЭ, инициатор создания НЦМУ Лилия Овчарова. Она, в частности, рассказала, что в работе центра участвуют 25 подразделений Вышки, свыше 2 тысяч молодых исследователей и студентов прошли в нем обучение. Роспатентом зарегистрировано 22 результата интеллектуальной деятельности (РИД), подготовлено 28 образовательных продуктов.

На первом заседании нового Ученого совета были рассмотрены технологические приоритеты страны

27 марта состоялось первое заседание Ученого совета НИУ ВШЭ в новом составе. На нем был одобрен перечень и состав комиссий, которые осуществляют предварительное рассмотрение вопросов перед их включением в повестку дня. Кроме того, участники заседания рассмотрели технологические приоритеты России и наметили пути участия коллективов университета в решении задач технологического развития.

В марте в Вышке будет сформирован новый состав Ученого совета

28 февраля состоялось заключительное заседание Ученого совета НИУ ВШЭ в его действующем составе. Срок его полномочий истекает, 19 марта пройдет конференция работников и обучающихся НИУ ВШЭ, на которой состоятся выборы, и уже к концу марта будет сформирован новый состав Ученого совета на пятилетний срок.

«Жизнь университета в партнерстве с искусственным интеллектом»

Высшая школа экономики — один из лидеров в ИТ-образовании и исследованиях в области искусственного интеллекта (ИИ). Благодаря этому недавно был получен самый большой грант программы «Приоритет-2030». Интеграция образования с технологиями ИИ должна стать стратегическим направлением развития университета на ближайшие пять лет. Какие изменения в связи с этим предстоят в Вышке, как они отразятся на студентах и преподавателях, обсудили на заседании Ученого совета НИУ ВШЭ 20 декабря.

Итоги приемной кампании 2023 года обсудили на заседании Ученого совета ВШЭ

25 октября состоялось заседание Ученого совета НИУ ВШЭ, на котором были подведены итоги приемной кампании 2023 года по программам бакалавриата и магистратуры в офлайн- и онлайн-форматах. По сравнению с прошлым годом выросло количество абитуриентов во всех четырех кампусах Вышки. Средний балл ЕГЭ поступивших в НИУ ВШЭ на бюджетные места составил 94,7 балла.

Развитие ФКИ ВШЭ обсудили на заседании Ученого совета Вышки

1 марта в корпусе на Покровском бульваре состоялось заседание Ученого совета НИУ ВШЭ. В центре внимания оказалось развитие факультета креативных индустрий. На заседании также прошел конкурс на замещение должностей профессорско-преподавательского состава в форме тайного голосования.

«Сделать это можно только командой»: 30 лет назад был утвержден первый состав Ученого совета НИУ ВШЭ

1 декабря 1992 года в Высшей школе экономики был издан приказ №1, утвердивший состав Ученого совета университета. В него вошли 16 человек, в том числе председатель — научный руководитель ВШЭ Евгений Ясин и его заместитель — директор-организатор ВШЭ Ярослав Кузьминов. Первое заседание Ученого совета состоялось спустя две недели.

Ученый совет НИУ ВШЭ подвел итоги кампании по академическим надбавкам 2022 года

Также были подведены итоги Конкурса лучших русскоязычных научных и научно-популярных работ работников НИУ ВШЭ в 2022 году и реализации Программы привлечения российских постдоков в НИУ ВШЭ для выполнения научных проектов в 2021/22 учебном году. Доклады по всем трем вопросам сделал проректор НИУ ВШЭ Дмитрий Дагаев.

Ученый совет подвел итоги приемной кампании в НИУ ВШЭ

Высшая школа экономики впервые вышла на второе место по среднему баллу абитуриентов, зачисленных в бакалавриат на бюджет. Реализация концепции «Четыре кампуса — один университет» привела к росту числа абитуриентов и качества приема в региональных кампусах. Прием на онлайн-программы вырос более чем на 50%. Несмотря на некоторое сокращение числа иностранных абитуриентов в силу внешних факторов, удалось сохранить селективность при их наборе. Среди стран, откуда в магистратуру НИУ ВШЭ поступило больше всего студентов, лидирует Китай.