• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Зачем бизнесу профессиональные душеведы

Сегодня наш разговор — с Евгением Кузавлёвым и Миланой Хачатуровой, выпускниками магистратуры психологического факультета ГУ-ВШЭ по специальности «Психология бизнеса».

Психологи — не волшебники, они только учатся. И тем не менее они оказываются нужны бизнесу, делу сугубо практическому и вовсе не чародейному.

— Вы закончили магистратуру и бакалавриат психологического факультета ГУ-ВШЭ. Почему решили поступать в Вышку и почему именно на психологический факультет?

Евгений: — Я сначала планировал поступать в МГУ, тоже на психфак, потому что меня интересовали вопросы человекознания. Я выбирал между философским факультетом и психологическим, в итоге остановился на психологии, так как она сейчас бурно развивается и востребована. Услышал, что факультет психологии открылся в Вышке, и подумал, что психология, связанная с экономикой, с организациями, с бизнесом более практическое направление, будет  интереснее и перспективнее. Пошел на олимпиаду, и сразу с олимпиады меня зачислили.

Милана: — Ближе к окончанию школы я уже понимала, что эта сфера мне интересна, читала какие-то околопсихологические  книги. В то лето поступала в три вуза — в ленинский  педагогический университет на факультет биологии, в психолого-педагогический институт на Сухаревке на факультет психологии. В Вышку меня подруга за компанию позвала, и, как это часто бывает, она, к сожалению, не поступила, а я поступила. Поступила во все три вуза, но выбрала Вышку. За последующие шесть лет ни разу не пожалела о своем выборе.

— Ожидания, слухи о Вышке оправдались?

Милана: — Вышка свой имидж одного из самых лучших вузов подтвердила. Когда выбирали специализацию, я пошла на бизнес-психологию, и во многом то, что хотела, что можно было бы применить в практической работе, я получила.

Евгений: — Я как раз остановил свой выбор на Вышке отчасти из-за того, что, по общим сведениям, которые были в СМИ, в Интернете, а потом подтвердились на моем опыте, я понял, что здесь отношение к студенту отличается от такового в других вузах. В Вышке студент более свободно себя чувствует, может активнее участвовать в образовательном процессе, к его мнению прислушиваются, преподаватели его уважают.

— Что вы ожидали и что получили от обучения в магистратуре?

Милана: — Ожидала получения конкретных практических психологических знаний в уже выбранной специализации, а также более углубленной подготовки в написании научных работ, статей. Во многом мои ожидания подтвердились.

Евгений: — Магистратуру я воспринимал как логическое продолжение бакалавриата, только с упором на более специальные дисциплины. Так оно, собственно, и было на самом деле. Больше всего знаний, навыков и опыта я лично получил, скорее всего, именно в ходе подготовки магистерской диссертации, так что магистратура не прошла даром.

— Чем психологический факультет Вышки отличается от других психологических в Москве?

Милана: — Я знаю четыре основных психфака, в Вышке, МГУ, РГГУ и психолого-педагогическом институт. На протяжении всего нашего обучения психологические предметы в основном, процентов на восемьдесят, вели преподаватели из МГУ. Радует, что есть такая преемственность, такое базовое академическое образование. Но при этом самое главное у нас — ориентация на практику, потому что было много практических курсов. В психолого-педагогическом или в РГГУ тоже преподаватели высокого уровня, но все-таки у нас, наверное, уровень повыше.

Евгений: — Поскольку я изначально присматривался к МГУ и знаком с людьми оттуда, могу сказать, что, с точки зрения теоретической подготовки, они посильнее Вышки будут. Вышка не дает классического академического образования. Но что касается всей системы подготовки: большого объема самостоятельной работы, дополнительных курсов, читаемых преподавателями с других факультетов, ориентированности на применение знаний на практике, все это в моих глазах характеризует Вышку с положительной стороны.

— На каком курсе было тяжелее всего учиться?

Милана Хачатурова
Милана Хачатурова
Милана: — Тяжелее всех, на мой взгляд, были первый и второй курс, скорее даже второй, чем первый. На первом курсе тяжело потому, что идет перестройка после школы, а на втором совпало так, что были предметы самой различной направленности, требующие большой отдачи, и нужно было постоянно заниматься. Дальше стало проще, потому что в основных темах психологии мы уже начинали ориентироваться, а затем шло уже углубление полученных знаний.

Евгений: — Тяжело было, когда требовалось много письменной отчетности и нужно было писать сразу много по разной тематике. Над магистерской сложно было работать. Преподаватели довольно требовательные были. В целом, наверное, курсе на 2—3 тяжело было. На 1-м и старших было легче.

— Условия успеха в жизни — успешной работы, успешного дела?

Евгений: — Четкая постановка цели, если человек уверен, что та цель, которую он поставил перед собой — это именно то, чего он хочет добиться;  умение найти информацию, найти средства для достижения цели и упорство. Мне кажется, что часто нужно просто себя заставлять делать что-то, учиться, работать, иначе начинаешь проигрывать тем, кто умнее и талантливее тебя или был изначально на лучшей стартовой позиции.

Милана: — Я согласна — целеустремленность, не сдаваться в любой ситуации, не пасовать перед трудностями и, что очень важно, — иметь поддержку друзей, родных.

Евгений: — Мне кажется, что еще должна быть известная доля самоиронии, чтобы проще относиться к неудачам.

— Зачем учиться — много знать, много зарабатывать, найти друзей, завести контакты, быть образованным человеком, все вместе, есть приоритеты?

Милана: — Учиться всегда интересно, интересно узнавать что-то новое. Учиться надо, чтобы быть образованным человеком, найти свое место в жизни. И самое главное, чтобы тебе пригодилось то, что тебе рассказывали, а не просто получить всего лишь корочку об образовании.

Евгений: — Во-первых, даже просто приятно чувствовать себя образованным человеком, в чем-то разбираться… Мне кажется, это тоже неплохая цель. А если человек чувствует, что он не зря учился, действительно умеет что-то делать лучше других, то и хорошая работа, и саморазвитие приложатся, поскольку самое главное — что-то знать, что-то уметь, быть профессионалом.

— Халява — есть ли она в жизни? Что это такое — состояние души, благоприятное стечение обстоятельств, то, чего на факультете нет, результат халатности преподавателя?

Милана: — Не могу сказать, что положительно отношусь к этому явлению, потому что иногда бывает очень обидно, когда халява есть как таковая. Например, экзамен: к нему готовишься, а когда приходишь, становится понятно, что на этом экзамене можно все спокойно списать.  Ты готовился и получаешь свою хорошую оценку, а другие ребята не готовились и тоже получают хорошую оценку. В принципе, это случалось только несколько раз за все время обучения. Но некоторые студенты у нас постоянно пользуются такой ситуацией.

Евгений: — Я не завидую людям, которым повезло на экзамене или у которых действительно халявно что-то получилось. Мне кажется, что с халявой нужно бороться, она на факультете была. Это нехорошо, когда люди начинают привыкать к тому, что можно не готовиться, можно списать, можно скачать реферат. Думаю, что требования нужно повышать. Но не все так просто: действительно, бывает невозможно успеть все. Можно написать пять письменных работ в неделю, но пять качественных письменных работ написать нельзя.

С другой стороны, бывают курсы, когда нужно чем-то отвечать на халяву со стороны преподавателя. Очень сложно заставить себя ответить ему чем-то другим.

— Кто для вас является профессиональными и научными авторитетами?

Милана: — Мне сложно ответить на этот вопрос, потому что в каждой сфере есть свои авторитеты.

Евгений: — У меня нет таких авторитетов. Есть уважаемые люди, чьи работы читаешь с удовольствием. Но авторитета, на который хочется равняться, нет.

— Типичный преподаватель психологии — какой он? Это практик или теоретик?

Милана: — Часто бывает так, что кто-то из преподавателей больше уходит в теорию, а кто-то в практику, но мне кажется, что здесь нужна «золотая середина». Важно, чтобы преподаватель мог четко и по пунктам донести до студентов информацию и при этом проиллюстрировать ее примерами из реальной жизни, может быть, даже из собственного опыта. Мною в таком случае информация воспринимается лучше всего.

Евгений Кузавлёв
Евгений Кузавлёв
Евгений: — Я вообще не могу выделить общий тип преподавателя, очень разные люди бывают. Просто нравится, когда подходят серьезно к своей профессии, а многие преподаватели, занимаясь научной деятельностью, к сожалению, мало внимания уделяют своим методам преподавания. И когда преподаватель действительно умеет заинтересовать, сжато и содержательно рассказать тот материал, который не найдешь в книжках, — вот это чудесно. Когда он при этом еще и обладает опытом практической деятельности и знает, как реально применять то, о чем он рассказывает, тогда он просто клад. Но таких людей очень мало.

— Есть ли на факультете обычаи, суеверия, традиции, праздники, которые вы вместе отмечаете?

Милана: — Мы пытались первые три или четыре года организовать различного рода праздники, но потом выпали из этого процесса. Но сейчас, насколько мне известно, на факультете есть инициативная группа студентов, которая занимается этими вопросами, и, на мой взгляд, у них все очень неплохо получается.

Евгений: — Общефакультетских регулярных мероприятий я не назову, но вообще у нас довольно дружный факультет был: были и выезды на природу, и собирались на чьем-нибудь дне рождения, или день психолога отметить, или так просто. После окончания магистратуры встречались пару раз. Уверен, что еще не раз соберемся.

— Если бы вы поступали заново, то куда бы вы поступали?

Евгений: — Не знаю, может быть, я бы попробовал на социологию поступить — в последнее время заинтересовался социологией, тоже в ВШЭ. Или на менеджмент. Вообще Вышка близка мне по моим взглядам, ценностям и образу жизни, поэтому я бы поискал среди факультетов Вышки.

Милана: — Если бы у меня не было психологического образования — то я психологию выбрала бы в любом случае, а в качестве второго мне интересен факультет менеджмента Вышки.

— Кем бы вы еще хотели стать, если не психологами?

Евгений: — Я всегда хотел быть музыкантом, но у меня это плохо получается — слух подводит: петь я никогда не умел, а играть не всегда терпения хватает. Эксперимент с фортепиано у меня не удался, с гитарой — удался наполовину.

Милана: — А я очень люблю спорт и, наверное, хотела бы быть спортсменкой. Но спортом я стала интересоваться достаточно поздно, в 16 лет, поэтому кроме шахмат…

— Вы уже работаете. Оправдываются ли ваши ожидания в отношении работы? Довольны ли вы в целом своей работой, своим выбором?

Милана: — После окончания обучения в магистратуре я получила предложение работать преподавателем на нашем факультете и с удовольствием его приняла. Конечно, есть сложности и вопросы, которые необходимо решить, но тем не менее мои оптимистичные ожидания в отношении преподавания полностью оправдались. Я очень довольна своим выбором, мне очень интересна моя нынешняя работа.

Евгений: — Я очень доволен моей нынешней работой, мне очень повезло с ней. Рад, что мне сейчас приходится выкладываться по полной, применять все знания, умения, а также использовать иностранные языки, участвовать в сложных проектах.

— Было ли какое-то событие в вашей вышкинской жизни — семинар, лекция, чей-то совет, которое стало для вас поворотным пунктом, позволило изменить жизнь или, по крайней мере, ваши цели?

Евгений: — Пожалуй, нет. Само решение пойти в Вышку, думаю, многое поменяло. Все могло бы быть иначе.

— Что из полученного в Вышке — знания, навыки, социальные сети, жизненный настрой — пригодилось?

Милана: — Я думаю, что в данный момент для меня прежде всего очень важны полученные знания и навыки, потому что я использую их в своей работе. Кроме того, обучение в Вышке выстроено таким образом, что оно формирует определенные личностные качества, которые потом могут пригодиться в жизни.

Евгений: — Вы знаете, все пригодилось. Что не может не радовать. Думаю, так оно и должно быть. Вуз должен не только давать знания. Это замечательно, если он вообще дает опору в жизни, опору из знаний, навыков, связей, принципов работы и т.д.

— А какие из прослушанных курсов оказались наиболее полезными? Какие преподаватели и курсы запомнились больше всего? Чем?

Милана: — Сложно выделить какие-то конкретные курсы и конкретных преподавателей, потому что таких было достаточно много. Для меня, наверное, наиболее ценными были практические курсы, направленные на формирование определенных навыков.

Евгений: — Матметоды мне запомнились. Очень интересные курсы читали у нас преподаватели факультета социологии: А.Б. Гофман, А.Ю. Чепуренко, О.Е. Кузина.

— Чего в вашем образовании не хватает? Что бы вы добавили в программу обучения в Вышке?

Милана: — Когда мы учились, мне очень не хватало более глубокого языкового образования, изучения второго языка. Но, насколько я знаю, сейчас на всех факультетах Вышки английский язык изучается на протяжении всего обучения в бакалавриате, и есть возможность изучать второй язык.

Евгений: — Да, языков было мало, согласен. Я бы постарался привлечь к преподаванию практикующих психологов (особенно в магистратуре), чтобы студенты старших курсов могли перенять их опыт и повысить свою конкурентоспособность на рынке после выпуска. Плюс к этому уделил бы больше внимания методической подготовке, потому что работодателя больше интересует не то, что ты знаешь, а что ты умеешь и какой у тебя склад ума. А это все складывается именно в процессе освоения методов.

— Представьте себя через 5 лет — чем вы занимаетесь? Где живете?

Милана: — Что касается профессиональной деятельности, то мне бы хотелось через пять лет состояться как специалист в своей сфере, улучшить свою квалификацию, получить степень кандидата психологических наук.

Евгений: — Если бы вы меня спросили сразу после выпуска, что я буду делать через полгода,  я бы вам честно и уверенно ответил. Но учитывая то, что сейчас я занимаюсь совсем не тем, о чем честно и уверенно сказал бы вам тогда, то лучше не буду загадывать. Буду работать и развиваться. Все возможно! Вообще, конечно, не все, но многое!

— Какой бы вы хотели видеть Вышку через 5 лет?

Милана: — Сильным российским вузом, с по-прежнему хорошо организованной системой обучения и остающимся передовым в вопросах внедрения инноваций.

Евгений:  — Поддерживаю. Очень хочу, чтобы Вышке хватило запала именно в области инноваций, поскольку — могу по себе сказать — в Вышку люди за этим идут.

— Что бы вы посоветовали будущим выпускникам Вышки?

Евгений: — Выпускникам? Не забывать родной вуз и помогать друг другу.

— Сколько и чего вам нужно для счастья?

Милана: — Крепкая и дружная семья, близкие друзья, интересная работа.

Евгений: — Для счастья все нужно! И побольше!

Людмила Мезенцева, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ

Вам также может быть интересно:

«Департамент психологии ВШЭ — лидер этого направления образования в России»

22 ноября департамент психологии факультета социальных наук (ФСН) ВШЭ отметил профессиональный праздник всех причастных к психологии. В этом году в Вышке он был приурочен к 85-летнему юбилею профессора Владимира Шадрикова — выдающегося отечественного психолога, основателя факультета психологии ВШЭ (который позже в качестве департамента вошел в состав ФСН), научного руководителя Научно-учебной лаборатории психологии способностей департамента психологии факультета социальных наук Вышки.

Психологи из НИУ ВШЭ узнали, как любовь к животным влияет на отношения с людьми

Ученые из НИУ ВШЭ выявили связь между привязанностью к домашним питомцам и отношением к природе и другим людям. Выяснилось, что чем сильнее радость от общения с питомцем, тем больше желания помогать людям, однако любовь к животным не всегда связана с заботой о природе. Результаты исследования опубликованы в журнале Social Psychology and Society.

Психологи научились измерять мечты россиян

Исследователи из НИУ ВШЭ изучили функции мечты в русском культурном пространстве и пришли к выводу, что конструктивное мечтание помогает людям осознать свой жизненный путь, способствует развитию личности и обретению смысла жизни, повышает психологическое благополучие, а также развивает сбалансированное ощущение времени. Результаты работы опубликованы в журнале «Культурно-историческая психология».

Трудоголизм помог молодым нарциссам основать успешные стартапы

Международная команда ученых при участии директора Центра стратегического предпринимательства НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге, профессора Галины Широковой и ее студентов изучила особенности влияния нарциссизма на успех молодых предпринимателей. Выяснилось, что трудоголизм усиливает связь между нарциссизмом основателя компании и показателями ее деятельности. Результаты исследования опубликованы в журнале Small Business Economics.

В НИУ ВШЭ состоялся первый выпуск слушателей программы ДПО по экстремальной психологии

В конце декабря Вышка приняла у себя коллег из Морского государственного университета имени адмирала Г.И. Невельского (г. Владивосток). Они прошли повышение квалификации и освоили программу «Экстремальная психология и основы психологии здоровья», которая была создана в НИУ ВШЭ специально для слушателей с Дальнего Востока и реализовывалась впервые.

Психологическая служба: «психологи — это не страшно и не стыдно»

Студенты ежедневно сталкиваются с высокими нагрузками, при поступлении в университет оказываются в новой среде и условиях, к которым необходимо приспосабливаться. Во времена пандемии, когда изменения в привычном образе жизни коснулись каждого, было принято решение создать университетские психологические службы. Сегодня такие центры работают почти в каждом университете, но студенты до сих пор зачастую стесняются обращаться в них за помощью. Между тем это могло бы решить многие проблемы и сделать их жизнь комфортнее.

Speed dating, мотивация и поиски оптимизма: как в Вышке провели День психолога

22 ноября в НИУ ВШЭ на Покровском бульваре отметили День психолога. Все желающие могли познакомиться ближе с этой областью науки и узнать, чем психологи отличаются от других специалистов, занимающихся ментальным здоровьем и душевным благополучием человека. Организатором праздника выступил Центр психологического консультирования ВШЭ.

Стартовал VII сезон Всероссийской олимпиады студентов «Я — профессионал»

В Москве прошла пресс-конференция, посвященная открытию VII сезона Всероссийской олимпиады студентов «Я — профессионал» — флагманского проекта президентской платформы «Россия — страна возможностей».  Масштабное образовательное состязание нового формата реализуется при поддержке Министерства науки и высшего образования РФ.

Женатые мужчины реже страдают от выгорания

Чем счастливее брак, тем ниже риск профессионального выгорания, причём эта связь сильнее проявляется у мужчин, нежели у женщин. К такому выводу пришли психологи из НИУ ВШЭ, изучив влияние социальных отношений на выгорание на примере 203 сотрудников нескольких российских компаний. По мнению исследователей, понимая специфику выгорания у разных людей, можно эффективнее работать с этим синдромом. Статья с результатами работыиопубликована в журнале «Организационная психология».

Никита Анисимов и Анастасия Ракова открыли программу психологической подготовки московских выпускников перед сдачей ЕГЭ

15 мая стартовал цикл из четырех общегородских лекций психологов для московских одиннадцатиклассников перед ЕГЭ. О важности проекта перед началом мероприятия рассказали ректор НИУ ВШЭ, председатель Московского городского регионального отделения Российского общества «Знание» Никита Анисимов и заместитель мэра Москвы в правительстве Москвы по вопросам социального развития Анастасия Ракова.