Исследование, проведенное в рамках стратегического проекта НИУ ВШЭ, позволило запустить программу ДПО
Ученые Вышки изучают факторы, влияющие на школьную неуспешность. Эта работа легла в основу программы ДПО «Преодоление образовательной неуспешности на основе доказательного подхода». Структура программы оптимально сочетает теоретические основы раскрытия темы «Доказательный подход в образовании» с практическими способами и примерами приложения предложенных методик. В 2023 году обучение было реализовано в пилотном режиме на безвозмездной основе, его прошли 60 слушателей из 14 регионов России.
Лонгитюдное исследование факторов школьной неуспешности проводится в рамках стратегического проекта «Социальная политика устойчивого развития и инклюзивного экономического роста» по программе «Приоритет-2030». Руководители проекта — Сергей Косарецкий, директор Центра общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского НИУ ВШЭ, и Александра Бочавер, директор Центра исследований современного детства Института образования НИУ ВШЭ.
По мнению авторов исследования, для российской системы образования характерно наличие обучающихся, не достигающих базового уровня функциональной грамотности, школ с низкими образовательными результатами. Образовательная неуспешность несет риски для обеспечения социальной устойчивости и экономического развития страны.
Отвечая на этот вызов, в 2023 году сотрудники Института образования НИУ ВШЭ разработали программу, направленную на восполнение дефицита доказательной базы практик, способствующих преодолению образовательной неуспешности. Программа ДПО «Преодоление образовательной неуспешности на основе доказательного подхода» была реализована в очно-заочной форме с использованием дистанционных технологий. Основные тематические модули программы отвечают запросам системы общего образования на формирование доказательной основы в управлении школами с низкими образовательными результатами и внедрение эффективных педагогических стратегий в практику работы учителей.
Модули программы ДПО «Преодоление образовательной неуспешности на основе доказательного подхода»
Доказательная образовательная политика и практика в области профилактики и преодоления образовательной неуспешности
Современные методы оценки образовательных достижений, мониторинга индивидуального прогресса. Работа с данными на уровне образовательных систем и организаций для выстраивания управленческих и педагогических процессов, направленных на профилактику и преодоление образовательной неуспешности
Нейронауки об образовании
Педагог-исследователь: позиция и компетенции современного учителя
Эффективные стратегии преподавания
Кейсы преодоления образовательной неуспешности
Условия реализации доказательного подхода для профилактики и преодоления образовательной неуспешности
Сергей Косарецкий
«В первую очередь курс ориентирован на проблему, которая долго находилась на периферии внимания и только недавно стала осознаваться как острая, которую необходимо решать общими усилиями (школы, органы управления, институты повышения квалификации). При этом мы отчетливо видим дефицит как понимания причин проблемы неуспешности, так и эффективных решений. Эту прореху пытаются заштопать тем, что есть под рукой, используя неэффективные и даже вредные решения», — говорит о задачах курса Сергей Косарецкий. Поэтому в курсе Вышки предлагается понимание проблем, основанное на самых современных научных данных, и решения, опирающиеся на опыт применения, с доказательствами эффективности. «Мы стремимся предложить язык и форматы коммуникации, позволяющие профессионалам системы образования понять, зачем, что и как делать, сформировать уверенность в том, что их действия приведут к успеху», — отмечает ученый.
В 2023 году обучение было реализовано в пилотном режиме на безвозмездной основе, его прошли 60 слушателей из 14 регионов России. По итогам проведения программы 37% слушателей выразили готовность рекомендовать курс коллегам даже при условии, что программа будет осуществляться на договорной основе, 60% слушателей готовы рекомендовать программу при условии сохранения возможности обучения на безвозмездной основе.
Юлия Жерлицына, методист ОГАОУ «БелИРО», г. Белгород
«Методическая работа в школе — это система, которая всем коллективом выстраивается годами. Ваши курсы дали новые идеи для совершенствования нашей работы, чтобы видеть прогресс и динамику развития каждого ученика».
Татьяна Агапова, заместитель директора школы, г. Тамбов
«Тема, освещенная в рамках этих курсов, для меня была нова. Появилось желание применить полученные знания на практике, представить их перед свои коллективом, а также дать толчок для развития коллег в этом направлении».
В настоящее время разработчики программы «Преодоление образовательной неуспешности на основе доказательного подхода» ведут дальнейшую работу по совершенствованию курса, есть планы по переводу обучения в асинхронный формат и представлению курса на открытом рынке с использованием платформы онлайн-обучения НИУ ВШЭ. Новый набор на курс запланирован на осень 2024 года.
Вам также может быть интересно:
Речевая (не)норма: в Вышке представили инструменты для оценки ментальных проблем
Зачастую люди с неврологическими и психическими расстройствами обладают определенными особенностями речи. В современной клинической практике могут быть востребованы цифровые инструменты, позволяющие проводить речевую терапию и реабилитацию при нарушениях речи. Кроме того, в перспективе цифровые инструменты способны помочь медикам оценивать тяжесть симптоматики таких расстройств.
«Можно что-то сделать? Или меня отчислят?»: ИИ-помощники в образовании
Искусственный интеллект может значительно облегчить жизнь студентов и преподавателей университетов. Например, он способен автоматизировать некоторые учебные процессы, а также составить прогноз возможностей трудоустройства выпускников.
Стратегии роста: как корпорациям добиться антихрупкости в период турбулентности
Школа финансов факультета экономических наук НИУ ВШЭ 7 ноября представила подготовленную группой ученых и практиков финансового управления коллективную монографию «Российские корпорации в новой реальности. Финансовые стратегии на пути к антихрупкости», вышедшую в издательском доме университета. В презентации и обсуждении результатов исследования приняли участие авторы книги и представители бизнес-сообщества.
Онлайн-юрист, чат-ассистент и аватар профессора: как ученые Вышки применяют ИИ-технологии
Молодые ученые Вышки представили собственные проекты на Объединенном научном семинаре стратегического проекта «ИИ-технологии для человека» (реализуется в рамках программы «Приоритет-2030»). Решения, предложенные исследователями на базе ИИ-алгоритмов, будут полезны для развития гостиничного бизнеса, выявления манипуляций с эмпирическими данными в научных статьях, автоматизации создания юридических документов, а также во многих других сферах деятельности.
Исследователи Центра языка и мозга НИУ ВШЭ представили новые цифровые инструменты для оценки когнитивных функций
В Центре языка и мозга НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург, входящем в Институт психологии здоровья, прошел объединенный научный семинар стратегического проекта «Устойчивый мозг». Исследователи представили цифровые инструменты для оценки и коррекции речевых и когнитивных расстройств, в том числе с использованием технологий искусственного интеллекта.
Ученые Вышки представили разработки, связанные с применением ИИ в медицине
Искусственный интеллект не заменит врача, но может стать ему отличным помощником. При этом здравоохранение нуждается в высокотехнологичных продуктах, которые способны быстро анализировать и контролировать состояние пациентов. Ученые Вышки применили ИИ для предоперационного планирования и постоперационной оценки результатов в спинальной хирургии и разработали автоматическую интеллектуальную систему для оценки биомеханики рук и ног.
Популярные или результативные: какие программы ДПО выбирают взрослые
Как показывают исследования, люди, получившие дополнительное образование, зарабатывают на 5–20% больше, чем те, кто не проходил такого обучения. Ученые Института образования НИУ ВШЭ впервые проанализировали влияние на повышение зарплат слушателей различных образовательных организаций и предлагаемых ими программ.
В Вышке упростили разработку интеллектуальных сервисов
Ученые НИУ ВШЭ разработали MLOps-платформу, применение которой поможет внедрять эффективные и безопасные ИИ-решения во всех кампусах и подразделениях университета. В дальнейшем рассматривается возможность масштабирования инструмента на внешний рынок.
В питерской Вышке открылся Институт психологии здоровья
На базе Школы социальных наук НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург начал работу Институт психологии здоровья. Это новое подразделение объединит исследователей, которые изучают поведение людей и когнитивные процессы. Под началом института также в питерской Вышке запустятся три научные лаборатории. Рассказываем, какими исследованиями займутся ученые.
Заглянуть в будущее: как вышкинцы изучают меняющийся мир
Молодые ученые Вышки представили свои исследовательские проекты, ставшие победителями конкурса стратпроекта «Национальный центр научно-технологического и социально-экономического прогнозирования». Они будут строить прогнозы финансовых показателей российских компаний и развития вторичных санкций, просчитывать размер инвестиций в системы теплоснабжения, изучать причины готовности населения к благотворительности, учиться применять новые методы форсайта, а также изучать возможности использования методов научной фантастики.