В Вышке упростили разработку интеллектуальных сервисов
Ученые НИУ ВШЭ разработали MLOps-платформу, применение которой поможет внедрять эффективные и безопасные ИИ-решения во всех кампусах и подразделениях университета. В дальнейшем рассматривается возможность масштабирования инструмента на внешний рынок.
На семинаре стратегического проекта «ИИ-технологии для человека» (реализуется в рамках программы «Приоритет-2030») был представлен проект по разработке и внедрению MLOps-платформы для управления, запуска и мониторинга моделей искусственного интеллекта, интегрированной с ИТ-системами НИУ ВШЭ.
Елена Кожина
«Цель проекта — создание удобной среды для эффективного использования ИИ-моделей в образовательных и административных процессах университета», — отметила, открывая мероприятие, куратор стратпроекта — заместитель проректора НИУ ВШЭ Елена Кожина. Ожидается, что применение платформы поможет снизить барьеры для внедрения ИИ и повысить устойчивость и безопасность работы ИИ-решений в Вышке.
Хади Мухаммед Салех
Подробнее о целях, задачах и преимуществах платформы MLOps рассказал доцент департамента программной инженерии факультета компьютерных наук, руководитель проекта Хади Мухаммед Салех. Он подчеркнул, что реализация проекта обеспечит создание и развитие центров компетенций по развитию и применению технологий ИИ во всех кампусах Вышки. В результате ИИ-помощники будут интегрированы в образовательный и административный процессы, а также, совместно с партнерами, в сферы управления и медицины. «Ключевая ценность платформы для пользователей заключается в снижении трудоемкости развертывания ИИ-решений на основе данных корпоративных информационных систем НИУ ВШЭ», — рассказал он.
Команда проекта собрана из двух подразделений Вышки — факультета компьютерных наук и Московского института электроники и математики имени А.Н. Тихонова (МИЭМ).
К преимуществам MLOps-платформы относятся:
снижение затрат на достижение промышленной версии и интеграции с заказчиками;
воспроизводимость результатов исследований, повторное использование алгоритмов и моделей;
мониторинг ресурсов и работы моделей.
Вместе с тем сотрудники Вышки получают доступ к суперкомпьютеру «сHARISMa» через платформу MLOps для дообучения моделей, а также интеграцию с корпоративными информационными системами.
В рамках первого этапа проекта ученые уже развернули в «Яндекс Облаке» инфраструктуру платформы на базе фреймворка Центра ИИ, провели тестирование всех ее компонентов, а также в тестовом режиме настроили систему резервирования и восстановления. Сейчас на платформе развернуто 4 модели (Tesseract OCR, 2 модели проекта «Поймай бота» и модель индекса этичности). Особое внимание было уделено информационной безопасности работы платформы.
Антон Хританков
Подробный обзор фреймворка MLOps-платформы сделал доцент департамента программной инженерии факультета компьютерных наук, эксперт Центра ИИ Антон Хританков. «Единый фреймворк представляет собой программные средства автоматизации процессов поставки модулей ИИ на базе облачных технологий. Фреймворк предоставляет пользователям важные функции, которые упрощают работу и сокращают время на создание интеллектуальных сервисов», — рассказал он.
Процесс разработки, поставки и развития ИИ-сервисов состоит из трех циклов: моделирование, реализация и применение. Результатом первого становится написанный код эксперимента и предварительное решение задачи в виде модели. Второй цикл направлен на то, чтобы перейти от исследовательского кода к промышленной реализации, пригодной для внедрения в бизнес-процессы. Задача последнего цикла в том, чтобы интегрировать разработки с внутренними или внешними системами, внести корректировки, дообучить модель и при необходимости выпустить ее новую версию.
В настоящее время начат второй этап реализации проекта, добавил Хади Мухаммед Салех. В его рамках будут улучшены и упрощены процессы развертывания моделей, расширена документация, а также записана видеоинструкция по использованию MLOps-платформы.
В 2025 году планируется обеспечить интеграцию ИИ-моделей на MLOps-платформе с КИС НИУ ВШЭ, внедрить сервисный подход к обслуживанию платформы, создать подсистему учета используемых вычислительных ресурсов (биллинг) и обеспечить информационную безопасность интеллектуальных сервисов.
Вам также может быть интересно:
Названы ключевые тренды в образовании — 2025
Искусственный интеллект и виртуальная реальность все чаще становятся частью образования. Больше половины преподавателей-новаторов готовы поддерживать мультимодальные подходы с использованием ИИ, а каждый третий студент считает, что технологии способны сделать учебу интереснее и удобнее. Такие данные представили Лаборатория инноваций в образовании ВШЭ и холдинг Ultimate Education.
Студенты Вышки выиграли международный этап «Цифрового прорыва»
В начале ноября в Калининграде прошел международный этап хакатона «Цифровой прорыв. Сезон: Искусственный интеллект». В нем приняли участие 203 команды в составе 1569 человек, и среди них — студенты факультета компьютерных наук ВШЭ, призеры всероссийского этапа. Они соревновались в решении задач от партнеров хакатона — РЖД, Media Wise, «Атома», «Росатома», «Силы» и других организаций.
Речевая (не)норма: в Вышке представили инструменты для оценки ментальных проблем
Зачастую люди с неврологическими и психическими расстройствами обладают определенными особенностями речи. В современной клинической практике могут быть востребованы цифровые инструменты, позволяющие проводить речевую терапию и реабилитацию при нарушениях речи. Кроме того, в перспективе цифровые инструменты способны помочь медикам оценивать тяжесть симптоматики таких расстройств.
«Можно что-то сделать? Или меня отчислят?»: ИИ-помощники в образовании
Искусственный интеллект может значительно облегчить жизнь студентов и преподавателей университетов. Например, он способен автоматизировать некоторые учебные процессы, а также составить прогноз возможностей трудоустройства выпускников.
В НИУ ВШЭ разработан инструмент для контроля ИИ-технологий в медицине
Группа исследователей из Центра искусственного интеллекта НИУ ВШЭ разработала индекс для определения уровня этичности систем искусственного интеллекта (ИИ) в медицине. Инструмент предназначен для минимизации потенциальных рисков, обеспечения безопасной разработки и внедрения ИИ-технологий в медицинскую практику.
Стратегии роста: как корпорациям добиться антихрупкости в период турбулентности
Школа финансов факультета экономических наук НИУ ВШЭ 7 ноября представила подготовленную группой ученых и практиков финансового управления коллективную монографию «Российские корпорации в новой реальности. Финансовые стратегии на пути к антихрупкости», вышедшую в издательском доме университета. В презентации и обсуждении результатов исследования приняли участие авторы книги и представители бизнес-сообщества.
Драйвер прогресса и статья доходов: роль университетов в трансфере технологий
В современном мире необходим эффективный трансфер социально-экономических и гуманитарных знаний в реальный сектор экономики и госуправление. Решающую роль в этом играют университеты. У них есть возможность объединять различные коллективы и в партнерстве с государством и бизнесом разрабатывать и совершенствовать передовые технологии.
ИНФОТЕХ-2024: «понять перспективы и ограничения использования ИИ в образовании»
В конце октября в рамках XVII Тюменского цифрового форума информационных технологий «ИНФОТЕХ-2024» прошел круглый стол «Эксперименты с ИИ в образовании». Эксперты Высшей школы экономики, Московского городского педагогического университета, Уральского федерального университета и Тюменского государственного университета обсудили практический опыт разработки и внедрения технологий ИИ в образовательный процесс, обозначили основные вызовы, связанные с быстрым развитием образовательных решений на базе ИИ.
Fall into ML 2024: взгляд в будущее машинного обучения
25–26 октября в Москве состоялась конференция Fall into ML, организованная Институтом искусственного интеллекта и цифровых наук ФКН НИУ ВШЭ совместно с Центром ИИ при поддержке титульного партнера — Сбера. На протяжении двух дней ведущие специалисты в области искусственного интеллекта обсуждали перспективы развития фундаментальных технологий ИИ.
ВШЭ и «Яндекс» представили доклад об интеграции искусственного интеллекта в высшее образование
Высшая школа экономики и «Яндекс Образование» подготовили совместный доклад «Искусственный интеллект в образовании». В нем проанализированы ведущие мировые практики, раскрывающие потенциал технологий искусственного интеллекта (ИИ) в образовательной сфере. Доклад представляет собой карту с кейсами университетов разных стран, уже сегодня применяющих ИИ. Цель проекта — помочь российским вузам внедрять ИИ, опираясь на опыт других университетов.