Кто становится CEO?
18 декабря состоялся семинар научно-учебной Лаборатории исследований рынка труда (ЛИРТ) на тему: "Российские CEO: путь наверх". С докладом выступил научный сотрудник ЛИРТ и Института проблем государственного и муниципального управления ГУ-ВШЭ Сергей Солнцев.
Представленное исследование является одним из этапов работы по проекту ЛИРТ "Рынки труда топ-менеджеров". Докладчик опирался на первые результаты анализа оригинальной базы данных по перемещениям российских топ-менеджеров за 1999—2007 гг., которая сформирована и поддерживается сотрудниками ЛИРТ.
Сергей Солнцев говорил об особенностях рынка труда CEO (Chief Executive Officer) или, иными словами, рынка труда генеральных директоров. Этот рынок привлекает к себе повышенное внимание исследователей и специалистов, так как непосредственно влияет на эффективность корпоративного управления и работы предприятий. В предыдущих работах по рынку труда топ-менеджеров, сделанных на основе данных за 1999—2004 гг., отдельно рынок труда СЕО не анализировался. Дополнение базы данных информацией за 2005—2007 гг. позволило выделить достаточно большую подвыборку CEO (до более 800 наблюдений).
![]() |
Елена Кобзарь и Инна Мальцева |
Основное внимание Сергей Солнцев уделил анализу мобильности CEO на российском рынке труда. Он сказал о трех предполагаемых моделях рынка труда CEO: "рынке работников", "рынке работодателей", "краткосрочных контрактах". Рассматривая различные стратегии поведения топ-менеджеров, которые вступают на должность генерального директора, необходимо отметить, что почти в 72% случаев наблюдается карьерный рост, то есть генеральным директором становится топ-менеджер, занимавший до этого другую (более низкую) должность. И только 28% новых назначений на пост генерального директора — это переход бывших CEO. Несмотря на высокий показатель внутрифирменного карьерного роста (47%), явно прослеживается тенденция роста доли межфирменного карьерного роста и доли внешнего найма уже состоявшихся генеральных директоров. Одно из прозвучавших предположений, объясняющих эту тенденцию, было о сокращении ассиметрии информации на данном рынке и совершенствовании институтов защиты прав собственности. Доля внутрифирменных назначений составляет от 40% (в рекламной и страховой отрасли) до 100% (в газовой отрасли).
На вопрос "Куда уходят CEO?" ответить оказалось непросто. Возможно, из-за меньшего числа наблюдений или из-за того, что нельзя проследить переход СЕО в госорганы и их выход на пенсию. Остающиеся на рынке генеральные директора в основном переходят на аналогичные позиции. Однако оказалось, что есть и те, кто переходит на более низкие должности.
![]() |
Сергей Рощин |
После выступления Сергея Солнцева началось обсуждение его доклада. Говорилось о смещенности данных, в том числе из-за слабой представленности региональных компаний и компаний с закрытой структурой. Так же обсуждался вопрос "Кто становится CEO?". Инна Мальцева предложила учесть роль специфического капитала при перемещении топ-менеджера. Сергей Рощин уточнил, что на рынке СЕО, скорее всего, существует влияние не узкоспециализированного человеческого капитала, а относительно специализированных и, соответственно, относительно переносимых активов. Значение имеет не специфический капитал, формируемый в рамках компании, а специфический капитал, формируемый в рамках отрасли.
презентация к докладу (файл ПДФ)
Павел Травкин, студент ГУ-ВШЭ, сотрудник ЛИРТ
Фотографии Ивана Морякова
Контакты: ssolntsev@hse.ru, (495) 624-84-39.
Вам также может быть интересно:
В ВШЭ выяснили причины разрыва в зарплатах между выпускниками и выпускницами вузов России
Исследование Высшей школы экономики показывает: несмотря на одинаковое образование и начальные условия, разница в стартовых зарплатах между мужчинами и женщинами достигает 22%. Это связано одновременно с тем, что выпускницы учатся на менее доходных специальностях, и с тем, что идут работать в сектора с меньшими заработками, поскольку ищут более стабильные и безопасные условия труда.
Как борьба с пандемией повлияла на интерес к пособию по безработице и на уважение прав работников
Почему службы занятости до введения карантинных мер не пользовались популярностью, что в дальнейшем привлекло в них даже работающих, с какими нарушениями трудовых прав можно столкнуться — исследования по этим темам были представлены на одной из сессий XXIII Ясинской международной научной конференции НИУ ВШЭ.
NEET-молодежь: что происходит, когда не хватает добросовестности, эмоциональной стабильности и упорства
Высшее образование становится более востребованным, когда развиваются технологии, замещающие рутинный труд, и ИТ-сектор сегодня уже формирует повышенный спрос на специалистов. При этом часть выпускников вузов не учится и не работает, а в целом в группе «свободной» молодежи около трети живет в бедности, как и их родители. Об этом шла речь на сессии XXIII Ясинской международной научной конференции НИУ ВШЭ, посвященной человеческому капиталу и заработной плате.
Владимир Гимпельсон рассказал о четырех must have для молодого специалиста
Рынок труда никогда не будет прежним, рассуждали эксперты и игроки рынка в разгар пандемии. Однако изменения оказались менее существенными, чем ожидалось. В чем уникальность сегодняшнего кризиса, почему уровень безработицы быстро вернулся к докарантинным значениям, стоит ли бояться роботизации, за что «штрафуют» старшие поколения и к чему готовиться молодым? На эти и другие вопросы YouTube-канала Вышки ответил Владимир Гимпельсон, профессор факультета экономических наук, директор Центра трудовых исследований ВШЭ.
Рынок труда и пандемия: как сработали меры поддержки
Подстройка рынка труда к кризису во многом оказалась эффективной, система смогла переварить новые вызовы. Однако круг получателей пособий мог быть шире, а главный недостаток мер поддержки занятости — отсутствие обязательств компаний перед работниками. Центр трудовых исследований (ЦеТИ) и Лаборатория исследований рынка труда ВШЭ провели совместный онлайн-семинар «Меры пассивной и активной политики на российском рынке труда».
Профессии в тренде: как Вышка отвечает на вызовы будущего
Рынок труда постоянно меняется. На кого учиться, чтобы выйти из вуза со знаниями и навыками, востребованными не только в современных реалиях, но и как минимум через четыре-шесть лет? Как определить, насколько та или иная профессия будет востребована в будущем? Что может послужить базой для создания списка профессий, которые продолжат быть востребованными и в России и в мире? В нашем спецпроекте эксперты ИСИЭЗ ВШЭ отвечают на эти вопросы через анализ глобальных трендов.
Правила успешного фриланса. Как побеждать в конкурсах на бирже удаленной работы
Шансы фрилансера получить конкурсный контракт могут снижаться до 0,1% и взлетать до 40%. Социологи ВШЭ изучили от чего это зависит. IQ.HSE переложил выводы ученых в инструкцию: как существовать на бирже, чтобы оказываться в выигрыше.
Тест: работа мечты существует? Какие трудовые условия соблазняют миллениалов
HR-специалисты охотятся за молодыми творческими работниками. А те меняют фирмы как денди — перчатки. Почему так происходит? Ольга Котомина из ВШЭ по итогам опроса креативщиков в возрасте 19–35 лет выделила пять характеристик идеального рабочего места. На их основе редакция IQ.HSE составила быстрый тест.
Ярослав Кузьминов — о развитии высшего образования в условиях цифровизации
В течение ближайших 10 — 15 лет рынок труда полностью изменится под воздействием цифровой революции. Чему и как нужно учиться в условиях быстрого обновления профессий и технологий на рынке квалификаций? Как выжить вузам в условиях распада традиционных методик преподавания? Когда ждать появления массовой индивидуализации образовательных траекторий? Ответы на эти и другие вопросы — в лекции ректора НИУ ВШЭ.
Личность на работе. Как трудовые успехи связаны с психологическими качествами
Манера думать, чувствовать и вести себя в определенных обстоятельствах влияет на возможность занятости и величину зарплаты. Эффект от характеристик личности на рынке труда впервые в России измерила Ксения Рожкова.