Вадим Радаев: «Уверен, что у сотрудников Вышки есть немало хороших русскоязычных работ»
До 15 марта продолжается прием заявок на третий Конкурс лучших русскоязычных научных и научно-популярных работ работников НИУ ВШЭ. Он проводится по двум номинациям: «Лучшая научная публикация» и «Лучший научно-популярный проект». Жюри в первой номинации возглавляет первый проректор НИУ ВШЭ Вадим Радаев. В интервью новостной службе «Вышка.Главное» он объяснил важность работы с русскоязычной аудиторией, рассказал о мерах поддержки коллег, публикующихся на русском языке, и дал рекомендации участникам конкурса.
— Вадим Валерьевич, начнем с самого общего вопроса. Публикации на каком языке предпочтительны для сотрудников Высшей школы экономики — на русском или на английском?
— В Вышке хорошо развита система академических инструментов, многие из которых были настроены на стимулирование публикаций в ведущих журналах с высоким уровнем цитируемости, то есть в журналах на английском языке. Среди таких международных журналов есть не только зарубежные, но и отечественные (например, Moscow Mathematical Journal, издаваемый НИУ ВШЭ), и у них аудитория совершенно иная, нежели у журналов русскоязычных.
Не отказываясь от ориентации на международные журналы и сохраняя таким образом высокую планку, мы всегда обращали внимание на важность работы с русскоязычной аудиторией. Тот факт, что идея проведения Конкурса лучших русскоязычных научных и научно-популярных работ возникла три года назад, — лишнее тому подтверждение.
Нам необходимо диверсифицировать свои усилия — работать и с англоязычной, и с русскоязычной аудиторией, тем более что они в значительной степени не пересекаются, публиковаться и в международных журналах на английском языке, и в отечественных журналах на родном языке. Лично я всегда старался делать и то и другое, считаю это принципиально важным, что подтверждается списком моих публикаций.
— Чем объясняется важность работы с русскоязычной аудиторией?
— Во-первых, она достаточно велика, причем не только в России.
Во-вторых, несмотря на рост уровня знаний английского за последние годы, особенно у молодых поколений, многие коллеги мало и неохотно читают на английском языке. То есть читать они могут, но к этому не расположены, и статью на русском они прочтут со значительно большей вероятностью, чем на английском.
В-третьих, если в математике или физике язык нейтрален и неважно, на каком языке излагаются научные результаты, то в гуманитарных науках язык непосредственно связан со смыслом. Выражение научной мысли здесь более тесно привязано к языку, и со сменой языка смысл во многом теряется.
И наконец, даже в нашем университете, который можно считать билингвальным (английский язык здесь часто звучит и в коридорах, и в аудиториях), большая часть деятельности, в том числе образовательной и научной, проходит на русском языке. Это означает, что мы должны развивать русскоязычный терминологический, понятийный аппарат.
— Появились ли дополнительные аргументы для усиления внимания к публикациям на русском языке за прошедший год?
— Да. У нас возникли некоторые ограничения и трудности с публикациями в международных журналах по ряду направлений. Пока картина не прояснилась до конца, системных представлений о ней нет, есть только отдельные свидетельства. Мы знаем, что по каким-то направлениям сейчас все нормально, а по каким-то ряд журналов отказывается публиковать наши статьи.
Так что, если говорить о конкурсе, сейчас возникают дополнительные обстоятельства, подтверждающие обоснованность решения о его проведении.
— Несколько слов о конкурсе в целом. Что он собой представляет? Как отбираются работы?
— Уже проведены два конкурса, в этом году предстоит провести третий. Предусмотрены две номинации: «Лучшая научная публикация» и «Лучший научно-популярный проект».
Работы подаются в три больших «окна»: естественные науки, общественные науки и гуманитарные науки — в общей сложности 25 дисциплин. Принимаются работы, опубликованные в 2021, 2022 и в первые 2,5 месяца 2023 года. Они должны быть аффилированы с НИУ ВШЭ, и хотя бы один автор, если работа коллективная, на момент проведения конкурса должен быть либо сотрудником, либо обучающимся НИУ ВШЭ. На конкурс нужно представить полный текст работы, а также обоснование ее научной значимости.
По каждой из 25 дисциплин в каждой номинации может оказаться максимум три победителя, которые получат грамоты и денежные премии. Кроме того, отдельные работы могут быть отмечены особо, и их авторы получат грамоты.
Отбор осуществляется в три этапа.
На первом этапе происходит выдвижение работ. Это могут делать руководители образовательных и научных структурных подразделений НИУ ВШЭ, члены научных комиссий и инициативные группы работников НИУ ВШЭ, состоящие не менее чем из трех человек.
На втором этапе работы рассматриваются научными комиссиями факультетов, на третьем — поступают в единое жюри. Оно состоит из двух комиссий, и я возглавляю одну из них — по научной номинации. Эти комиссии, куда входят ведущие эксперты по каждому направлению, принимают окончательные решения. В ряде случаев эксперты читают работы из смежных областей.
— Возможен ли конфликт интересов, когда член комиссии, скажем, является членом авторского коллектива, представившего работу на конкурс?
— Такие работы, конечно же, не рассматриваются. Члены комиссии не могут подавать работы на конкурс, в противном случае они должны выйти из комиссии.
— В 2021 году в научной номинации было определено 35 победителей, в 2022 году — 52, при этом количество поданных работ было почти идентичным. С чем это связано?
— С повышением уровня зрелости работ. К тому же выросло число направлений. В то же время и в 2021, и в 2022 году по некоторым направлениям квота победителей не заполнялась, и это значит, что члены жюри ответственно подходили к своей миссии. Можно было выбрать три лучшие работы, а они выбирали, скажем, только две и на этом останавливались.
Уверен, что у сотрудников Вышки есть немало хороших русскоязычных работ — во всяком случае, гораздо больше, чем было подано на конкурс в последние два года. Кто-то, наверное, ленится, а кто-то о нем до сих пор не знает. Я многократно сталкивался с такими случаями, когда о какой-то новации, не первый год существующей в университете, люди узнают с большим опозданием, так что о конкурсе нужно больше рассказывать, привлекая внимание коллег.
К слову, в научной номинации работы распределены по трем «окнам» неравномерно. Примерно половина работ в 2022 году была по общественным наукам, там 13 дисциплин из 25, а меньше всего работ — по естественным наукам (притом что в прошлом году был зафиксирован значительный рост). Это закономерно, потому что, во-первых, наш университет начинался с общественных наук, ими занимается большее число коллег, и, во-вторых, работы по естественным наукам чаще публикуются на английском. Хотя публикации на русском там тоже важны.
— На одном из заседаний Ученого совета рассматривалось предложение научного руководителя НИУ ВШЭ Ярослава Кузьминова об увеличении финансовой поддержки победителей конкурса и изменении ее формата. По его мнению, это стимулировало бы коллег активнее публиковаться на русском языке.
— Да, это предложение мы рассматривали, но в итоге нашли более эффективный инструмент, и Ярослав Иванович с ним согласился.
Суть его предложения заключалась в том, чтобы давать за победу в конкурсе академическую надбавку, а не разовую премию. Однако в ходе обсуждения было отмечено, что, во-первых, пул победителей достаточно ограничен — это несколько десятков человек, а мы думаем о внедрении более массовых инструментов. Во-вторых, победителей выбирают люди, и несмотря на то, что они делают это весьма квалифицированно, доля субъективизма, пусть даже хорошего, все же присутствует.
Поэтому было принято решение о введении новой академической надбавки не за победу в конкурсе, а за статьи в журналах из списка B, в который входят 186 журналов (большинство из них являются ведущими российскими журналами по соответствующим научным направлениям). Это массовый инструмент стимулирования публикаций, в том числе на русском языке. Надбавка не зависит от индивидуальных решений: если коллега опубликовался в журнале, который входит в данный список, он автоматически получает надбавку, и это серьезное преимущество, стимул для более широкого круга людей.
— В чем тогда, на ваш взгляд, смысл участия в конкурсе?
— Начнем с того, что денежная премия, пусть разовая, все-таки очень существенна. Победа в конкурсе — это почет и уважение коллег. Торжественная церемония, на которой объявляются имена победителей, проходит в День русского языка, 6 июня, в ней участвуют ректор и другие руководители университета, известные ученые и научные журналисты. Немаловажно, что победа в конкурсе не ограничивает возможность получения других бонусов, например академических надбавок, за ту же работу.
Так что, конечно, надо в конкурсе участвовать, писать для этого на русском в том числе. Надеюсь, что он будет развиваться: и число хороших работ будет расти, и победителей будет больше. Конкурс открыт не только для преподавателей и научных сотрудников, но и для аспирантов, студентов. Среди победителей прошлых лет были представлены разные возрастные категории.
— Оценивая работу, поданную на конкурс, на что прежде всего смотрят члены жюри в научной номинации?
— Сначала на известность автора и солидность издания. Как говорится, встречают по одежке.
Но главное, конечно же, содержание работы. Она должна быть значимой в научном отношении. Оценивается уровень подачи материала, актуальность темы, владение аппаратом, то, как смотрится работа на фоне других работ в этой области. Тут нет ничего специфичного, обычная процедура оценки научных работ. Победить на конкурсе может и работа неизвестного автора. Провожают по уму.
Еще важно, чтобы работа была ясной, логичной, написанной хорошим русским языком, то есть хорошо воспринималась читателем. Это не решающий критерий, но для нашего конкурса, для гуманитарных и во многом для социальных наук он особенно важен.
— Реальна ли перспектива роста числа участников конкурса? Не исчерпан ли их пул?
— У каждого конкурса есть своя логика и динамика, применительно к конкурсу русскоязычных работ мы пока ее не знаем: два года для этого недостаточно. Думаю, мы не исчерпали этот пул, к тому же число работ на русском языке сейчас растет по объективным причинам. Надеюсь, в течение какого-то времени число участников будет расти. Тот, кто участвовал в предыдущие годы, может подать заявку еще раз вне зависимости от того, был ли он победителем.
— Допустимо ли участие в конкурсе одновременно в двух номинациях — научной и научно-популярной? Часто ли серьезные ученые становятся успешными популяризаторами науки?
— Участие одновременно в двух номинациях допустимо, как и победа в двух номинациях. Такой пример был на конкурсе прошлого года. Что касается сочетания высокого уровня исследований и умения представить их широкой публике, то одно другому точно не противоречит. Это замечательно, примеры отнюдь не единичны, хотя и не очень типичны.
— Что вы могли бы пожелать будущим участникам конкурса?
— Подавать работы, не дожидаясь дедлайна, и побеждать.