В старых версиях браузеров сайт может отображаться некорректно. Для оптимальной работы с сайтом рекомендуем воспользоваться современным браузером.
Устинова Регина Алексеевна
- Начала работать в НИУ ВШЭ в 2025 году.
Oбразование
2022
Магистратура: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», специальность «Экономика», квалификация «Магистр»
2019
Бакалавриат: Сибирский федеральный университет, специальность «Экономика», квалификация «Бакалавр»
Обучение в аспирантуре
3-й год обучения
Утвержденная тема диссертации: Анализ влияния потребительских ожиданий на конечное потребление домашних хозяйств
Научный руководитель:
Суринов Александр ЕвгеньевичУчебные курсы (2024/2025 уч. год)
Учебные курсы (2023/2024 уч. год)
Экспериментальные композитные индикаторы циклического реагирования в обследованиях потребительских ожиданий населения
В статье предложены теоретическое обоснование и процедура расчета новых композитных индикаторов на основе результатов ежеквартальных обследований потребительских ожиданий населения, проводимых Федеральной службой государственной статистики РФ. Изучены информационные возможности обследований за период 2005-2021 гг. для определения лучшей альтернативы традиционному индексу потребительской уверенности в контексте ранних оценок роста конечного потребления домашних хозяйств в стране. Рассчитан экспериментальный индекс потребительского поведения, отражающий «общий профиль» в динамике изменения ключевых параметров активности потребителей. Основу индекса составляют временные ряды первичных индикаторов обследований с высокими коэффициентами кросскорреляции и подтвержденной причинно-следственной связью со статистическим референтом – темпами роста расходов на конечное потребление домашних хозяйств. Новый индекс потребительского беспокойства с контрнаправленным профилем оценивает масштабы и тенденции реагирования домашних хозяйств на конъюнктурные шоки в зависимости от величины краткосрочных разрывов компонентов индикатора с их долгосрочным средним значением. В соответствии с предложенной процедурой статистического тестирования временных рядов и расчета новых индикаторов был проведен кросскорреляционный анализ, исследована причинность по Грейнджеру, применён метод главных компонент, выделены ненаблюдаемые компоненты циклического характера в динамике индекса потребительского поведения и его референта с помощью статистических фильтров Ходрика-Прескотта, Кристиано-Фицджеральда и Калмана, а также продемонстрировано пофазное движение циклических компонент. Подтверждены статистически значимое циклическое соответствие между изучаемыми динамиками и тесная связь опережающего и совпадающего характера композитного индекса обследований относительно темпов роста конечного потребления населения. Ключевые слова: опросы потребителей, индекс потребительского поведения, индекс потребительского беспокойства, композитные индикаторы циклического реагирования, потребительские настроения, потребительские ожидания.
JEL: C14, C38, C82, E32.