• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Преодолевая барьеры

12 октября в ГУ-ВШЭ прошел международный семинар «Барьеры, препятствующие мобильности ученых между Европейским союзом и восточно-европейскими и центрально-азиатскими странами».

Инновационное развитие России подразумевает обширные контакты российских и иностранных ученых для повышения квалификации, ознакомления с наработками в различных областях знаний. Мобильность ученых является неотъемлемой частью международного научно-технического сотрудничества. Но имеется целый ряд преград, не позволяющих эффективно осуществлять процесс обмена опытом между учеными стран Восточной Европы, Центральной Азии и ЕС. Этим проблемам был посвящен проведенный ГУ-ВШЭ совместно с Академией Финляндии международный семинар «Барьеры, препятствующие мобильности ученых между Европейским союзом и восточно-европейскими и центрально-азиатскими странами». Семинар прошел в рамках международного проекта Седьмой рамочной программы ЕС по научным исследованиям и технологическому развитию «Создание сети международного сотрудничества в сфере науки и техники с восточно-европейскими и центрально-азиатскими странами» IncoNet EECA.

Открывая семинар, заместитель директора Института статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) ГУ-ВШЭ Александр Соколов отметил, что мобильность ученых является важным элементом создаваемого единого европейского научного пространства. Развивая эту тему, директор департамента стратегии и перспективных проектов в образовании и науке Минобрнауки РФ Сергей Иванец отметил, что в России об инновациях и технологическом развитии все чаще говорят на самом высоком уровне. К примеру, не так давно на Петербургском экономическом форуме первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов указал на недостаток навыков у научных кадров и тут же предложил решение: в случаях отсутствия собственных возможностей приглашать специалистов из-за рубежа. Но в этом контексте должны быть обеспечены условия для возвращения в Россию тех талантливых специалистов, которые ее когда-то покинули по тем или иными причинам. Выступая на Международном форуме по нанотехнологиям в Москве, Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев подчеркнул, что большие надежды в развитии нанотехнологий сегодня возлагаются на российских ученых, проживающими за рубежом. С точки зрения главы российского государства, пренебрегать таким потенциалом недопустимо.

«Я бы обратил внимание, — отметил С. Иванец, — на некоторую разницу в подходах. Если раньше мы говорили об утечке умов, об умах, для России пропавших, то теперь уже говорится об их потенциале!». Но ведь необходимо, чтобы этот потенциал был реализован, чтобы отъезд российских ученых за рубеж не рассматривался как потеря и чтобы и из-за рубежа в Россию приезжали для обмена опытом западные ученые. Это должно быть движение в двух направлениях.

Определенные результаты в этом уже достигнуты. В рамках Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009–2013 годы предусмотрены мероприятия, которые позволят ученым-соотечественникам, проживающим за рубежом, приезжать в Россию на короткое время для руководства российскими группами исследователей, которые будут выполнять проекты здесь, в России. На такого рода проекты выделены существенные суммы. Изначально предусматривалось в течение года объявить конкурсы на сто таких проектов. Но победившими, сообщил С. Иванец, были признаны 137 проектов, а число желавших принять участие превысило количество потенциальных победителей почти в десять раз. Иными словами, интерес налицо. Эти проекты предполагают хорошее грантовое финансирование. Желающие участвовать в проектах есть как среди российских, так и среди западных ученых. «Оговорюсь: в этом направлении нужно действовать постепенно и осторожно, — сказал С. Иванец. —  Все проекты имеют шанс на успех при наличии инициативы и доброй воли со стороны иностранных ученых и наших соотечественников. Но вряд ли что-то получится, если мы чрезвычайно все заорганизуем, создадим некую официальную структуру, некое агентство для руководства нашими соотечественниками и поставим их в жесткие формальные рамки». Не так давно во Франции, рассказал в связи с этим С. Иванец, проходил очередной семинар соотечественников, работающих в сфере нанотехнологий. «Это люди, доказавшие свою состоятельность как ученые и в России, и за рубежом, у них признанные имена, высокие индексы цитирования. С ними уже налажен диалог, эти ученые участвуют в ряде российских проектов и программ, в том числе, в упомянутой выше Федеральной целевой программе. При этом для них принципиально важно, что инициатива исходит от них самих, и никакое официальное российское учреждение не загоняет их в такое сотрудничество». Это не значит, что Минобрнауки РФ полностью отстраняется от услуг этих ученых. «Нет. Задача министерства состоит в том, чтобы создавать условия для развития сотрудничества, что постепенно и делается. Должен признать, что со стороны приезжающих в Россию ученых были и замечания, высказывались претензии, связанные, например, со значительным объемом бумажной волокиты. Некоторые замечания абсолютно оправданы, но надо понимать, что организационные, финансовые и юридические вопросы не могут решаться в отрыве от действующего законодательства. Конечно, если что-то звучит нелепо, неудобно и нереализуемо в рамках законов, значит где-то налицо противоречие, нужно вносить изменения в законодательство, но процесс этот требует времени».

С. Иванец призвал участников семинара высказывать свои соображения, направленные на то, чтобы стимулировать процесс мобильности ученых, упростить взаимные обмены, сделать участие в научной работке за рубежом и на родине интересной и полезной. Далее работа семинара продолжилась на сессии «Страны-члены ЕС и ассоциированные государства: современное состояние, результаты, препятствия и перспективы программ мобильности в контексте сотрудничества с третьими странами».

Советник по науке и технологиям Представительства Европейской комиссии в России Ричард Бургер
Советник по науке и технологиям Представительства Европейской комиссии в России Ричард Бургер
Модератором на сессии выступил Ричард Бургер, советник по науке и технологиям Представительства Европейской комиссии в России. Есть, сказал, в частности, он различия между мобильностью ученых виртуальной и физической. «Тут я имею в виду фактическое перемещение людей, в отличие от перемещения идей. И не видим ли мы сейчас беспрецедентную, глобальную мобильностей идей? — задался вопросом представитель Еврокомиссии. — Что касается физической мобильности ученых, то я слышал недавно доклад представителя Евростата, где отслеживались физические перемещения разных категорий ученых в пределах Европейского союза. Однако отследить эти процессы весьма трудно, поскольку различия в требованиях к отчетности, регистрации между разными странами-членами ЕС этому препятствуют». Примерно такое же положение и со странами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Поэтому, когда речь идет о физическом перемещении людей через границы надо очень внимательно относиться к конкретным цифрам, прежде чем делать какие-то выводы. В рамках Евросоюза, отметил Р. Бургер, осуществляется попытка создать единое европейское пространство научных исследований. «Это своего рода научный компонент Европейского «общего рынка». Идея состоит в том, чтобы отойти от «фрагментации и ведомственной разобщенности научного ландшафта Евросоюза в смысле дублирования финансирования европейских аналогичных научных исследований из нескольких источников на национальном и межнациональном уровнях». Цель в том, чтобы создать единый исследовательский рынок без национальной конкуренции стран-членов ЕС. Одним из элементов реализации данной идеи, и весьма важным, является попытка создания единого рынка труда для научных сотрудников в Евросоюзе. При этом следует иметь в виду, что мобильность ученых в Европе относительно мала: только 7 процентов докторов наук Евросоюза работают за его пределами. Концепция мобильности ученых и высококвалифицированных специалистов играет важнейшую роль для выработки политики Евросоюза.

Если говорить о барьерах, препятствующих перемещению ученых в рамках ЕС, то в основном они те же, что и при миграции людей вообще, они касаются повседневных, но от этого не менее важных проблем. Среди них: языковой барьер, устройство семей, включая дошкольное и школьное образование, работа для сопровождающего лица (супруга/супруги), социальное и медицинское обеспечение, проблемы, связанные с возвращением на родину после нескольких лет работы в другой стране, с реинтеграцией в отечественный рынок труда. «Поэтому в Евросоюзе мы приступили к реализации серии целевых мер, направленных на решение этих проблем, в том числе, предусматривающих и более широкую информационную поддержку при перемещении из одного рынка труда в другой; мы обновляем и совершенствуем в этих целях портал Euraxess, представляющий подробное описание этапов и вопросов трудоустройства и социального обеспечения в странах-членах ЕС. В Европе создан Совет по научным исследованиям, бюджет которого составляет 7,5 млрд. евро для финансирования фундаментальных передовых исследований по всему Евросоюзу в целом», — сказал Р. Бургер.

Вопрос о мобильности ученых очень важен внутри ЕС. Если же говорить о внешних аспектах такой мобильности, то надо помнить о разнице между долгосрочной и краткосрочной мобильностью. Краткосрочная мобильность составляет срок до трех месяцев, а долгосрочная — больше трех месяцев. Но когда мы обсуждаем барьеры на пути мобильности ученых, необходимо четко понимать, что тут имеется в виду. «Если переходить к мобильности ученых между Евросоюзом и Россией, то надо не забывать, что это двусторонний процесс. С одной стороны российские ученые переезжают в Евросоюз, с другой же — ученые из Евросоюза едут в Россию. Барьеры на этих двух направлениях могут быть различными». Скажем, в разных странах-членах ЕС действуют разные схемы найма и привлечения высококвалифицированных иммигрантов. На уровне ЕС существуют, «выражаясь разговорным языком, научные визы». Этот пакет документов был разработан в 2004 году, введен в действие в 2007 году и нацелен на облегчение въезда исследователей из третьих стран в Евросоюз. Это касается и краткосрочных, и долгосрочных аспектов пребывания. Совсем недавно начата реализация так называемой «синей карты» (по примеру американской «зеленой карты») с целью привлечения высококвалифицированных специалистов других стран в ЕС. Это выходит за пределы интересов только научного сообщества.

Что же касается российской стороны, то, сказал Р. Бургер, «мы видим признаки более согласованных усилий российского политического истеблишмента, властей по превращению научных организаций и университетов в более привлекательные учреждения для иностранцев. Предпринимаются меры, направленные на то, чтобы иностранные ученые приезжали в Россию. Мы также видим, что власти думают над тем, какая научная инфраструктура может быть привлекательна для зарубежных ученых».

Отношения России и ЕС регулируются по целому спектру различных направлений рядом соглашений, действующих в интересах стимулирования и проведения научной работы: есть специальное соглашение о научно-техническом сотрудничестве, в котором содержится и раздел, касающийся мобильности ученых; существует также и Соглашение об облегчении визового режима между ЕС и Россией, в котором идет речь о посещении студентами, учеными и исследователями учебных и научных мероприятий, для чего выдается краткосрочная виза и для россиян, и для граждан стран ЕС. «Это своего рода симметричное решение в отличие от соглашений одностороннего порядка», — заметил представитель Еврокомиссии. Это соглашение предусматривает облегчение процедур получения краткосрочной визы (оно не распространяется на Великобританию, Ирландию и Данию, которые не являются участницами именно этого конкретного соглашения, но им охвачены Исландия и Норвегия, как члены Шенгенского соглашения). Важно подчеркнуть, что «соглашение не замещает, а скорее, дополняет те национальные процедуры», которые существуют между Россией и странами ЕС на национальном уровне. Важнейшим элементом соглашения является то, что стандартное время выдачи визы не должно составлять более десяти календарных дней с возможным продлением или сокращением этого срока в зависимости от конкретной ситуации. Упрощены и документы (для определенной категории лиц, в том числе студентов), которые необходимо подавать для получения визы. Для получения такой визы установлена особая тарифная ставка — 35 евро как для однократного, так и многократного визита. Сокращены и требования для получения многократной визы продолжительностью от двух до пяти лет.

Р. Бургер перечислил далее ряд программ, действующих под эгидой различных центров и организаций, призванных стимулировать сотрудничество между научными кадрами России и ЕС. К их числу относится программа мобильности «Эразмус Мундус», о которой рассказал участникам семинара Никола Скарамуццо, представитель Еврокомиссии в России. С этого года, отметил, в частности, он, программа открыта для желающих поступать в европейские вузы с целью получения степени кандидата наук. «И коль скоро мы сейчас говорим о мобильности ученых, то достаточно уместно говорить и о молодых исследователях, которые проходят обучение для получения этой степени», — заметил он. У программы «Эразмус Мундус» имеются два направления: индивидуальная мобильность, в рамках которой в этом году действовало 116 магистерских программ, в которых могут участвовать студенты, имеющие первую степень бакалавра и специалиста. Есть еще 13 магистерских программ для получения степени кандидата наук. Исследователи и преподаватели, охваченные этими программами, могут получить стипендию на срок от одного до трех месяцев. В них участвуют и студенты, и преподаватели, например, ГУ-ВШЭ. Второе направление — это мобильность с участием организаций, касающаяся как студентов, так и преподавательский состав. Со всеми этими программами можно ознакомиться на сайте www.ec.europa.eu/erasmus-mundus. К барьерам, препятствующим поездкам студентов в другие страны в рамках Евросоюза, Н. Скарамуццо отнес отсутствие должного финансирования (что является весьма серьезным препятствием), наличие языкового барьера, сложности, связанные с признанием дипломов в рамках Болонского процесса: 36 процентов респондентов сказали, что «проблема отсутствия или трудности с признанием периода учебы за рубежом является серьезным барьером для мобильности». Осложняет процессы мобильности и отсутствие информации относительно возможности получения финансирования за рубежом. Примерно 28 процентов респондентов «указывают на качество образования, как на большую или очень большую проблему для поездки на учебу за рубеж». Не поощряет процессы мобильности и низкий профессиональный уровень некоторых преподавателей. Что касается барьеров со стороны России, то к их числу можно отнести отсутствие информации о тех возможностях, которые предлагаются зарубежным ученым в России, наличие языкового барьера, трудности с финансированием, особенно, в условиях нынешнего финансового кризиса.

Своим видением проблематики, вынесенной в повестку дня семинара, поделился научный руководитель проектов Международного научно-технического центра (МНТЦ) Хендрик Виссер. Этот центр активно поддерживает научные проекты в России. У центра есть программа мобильности, включающая специальные стипендии для ученых России, которые могли бы выехать для работы на Запад. Программа стимулирования партнерства нацелена на согласование российского НИОКРа с коммерческими партнерами и в этом плане оказывается поддержка ученым в их поездках в страны ЕС. За 15 лет работы центра профинансировано более 2600 исследовательских проектов и оказана поддержка более чем 70 тысячам ученых. Проведены сотни семинаров, конференций и тренингов для ученых России и стран СНГ, выезжающих на Запад. Представитель МНТЦ высказал ряд рекомендаций, которые, в случае их реализации, могли бы облегчить мобильность ученых. Быть может, заметил он, стоит рассмотреть вариант безвизовой мобильности ученых и исследователей. Или выработать весьма быструю схему получения виз для ученых. Что касается России, то трудность состоит в доступе к информации о российских научных учреждениях. Кроме того, «Россия должна научиться говорить на международном языке», потому что языковый барьер продолжает существовать. У молодых ученых, уезжающих за рубеж, должна быть уверенность в том, что по истечении времени командировки, они смогут вернуться на родину и получить там место работы. Впрочем, последнее касается и России, и всех стран ЕС.

Советник по науке Академии Финляндии Сувипаивики Микола
Советник по науке Академии Финляндии Сувипаивики Микола
На утренней сессии выступили также глава представительства Германской службы академических обменов (DAAD) Грегор Бергхорн, директор Офиса Немецкого научно-исследовательского общества (DGF) в Москве Йорн Ахтерберг, директор стипендиальных программ отдела Европы Фонда им. Александра фон Гумбольдта Пер Бродерсен. Вопросам международного сотрудничества с третьими странами посвятила свое выступление советник по науке Академии Финляндии Сувипаивики Микола. Она, в частности, сообщила, что в Финляндии действует специальная программа FiDiPro по привлечению в родные пенаты финских ученых, выехавших когда-то на работу за границу и добившихся там серьезных результатов. Об организации мобильности на примере стран-новых членов ЕС рассказала заместитель директора Национальной контактной точки Польши по мобильности ученых Анна Вишневска. Представительницы Греции Аргироула Сигала, Марианна Гкрицала и Джорджиа Ритоу (Национальный фонд научных исследований Греции) поделились опытом своей страны по устранению барьеров двусторонней мобильности ученых между странами ЕС, ассоциированными государствами и третьими странами.

«Восточно-европейские и центрально-азиатские страны: политические стратегии и инструменты, направленные на поддержку «циркуляции умов». Опыт и предложения научного сообщества для формирования модели «циркуляции умов» — так называлась вечерняя сессия семинара, на которой выступили предстатели Армении, Беларуси, Казахстана, Молдовы, России и Узбекистана.

Со структурой научно-технической системы и инструментами поддержки мобильности в Армении собравшихся ознакомила представительница Национальной контактной точки по мобильности ученых (департамент международных научно-технических программ Национальной академии наук Армении) Анаит Хачикян. Руководитель Центра исследований мобильности ученых Института социологии Национальной академии наук Беларуси Михаил Артюхин посвятил свое выступление современному состоянию и проблемам международной мобильности ученых Беларуси и ее европейскому вектору. О барьерах, препятствующих «циркуляции умов» рассказала заместитель директора Независимого экспертно-консультационного совета по развитию научных исследований Казахстана Алтыншаш Жаксибаева. Затем своими соображениями по существу рассматриваемых проблем поделились руководитель департамента европейской интеграции и международного сотрудничества Академии наук Молдовы Сергиу Порчешку, профессор Ташкентского института текстильной и легкой промышленности Аскарали Даминов, начальник управления международных связей Российского фонда фундаментальных исследований Александр Шаров.

В ходе дискуссии на заключительной секции семинара присутствующими был подчеркнут ряд проблем современной российской науки, которые негативно отражаются на процессе мобильности и влекут за собой «утечку умов». В частности, указывалось, что для ученых из российской «глубинки» получение зарубежных виз превращается порой в неразрешимую проблему. Зачастую приходится ехать в Москву, за многие сотни километров, не будучи уверенным, что виза выдана. Каким-то образом следует навести порядок в этом вопросе. Почему российские ученые так охотно едут за рубеж? Да потому, что у себя, в отечестве, их научная деятельность недостаточно поддерживается со стороны государства.

Можно ли всерьез рассчитывать на отдачу в виде новых открытий, фундаментальных исследований при зарплате ученого в 8 тысяч рублей? А почему ученые из западных стран не столь охотно едут работать в Россию на длительные сроки? Не потому ли, что в России социально-бытовые условия оставляют желать лучшего? Эти и другие вопросы и предложения по их решению были изложены в виде рекомендаций, которые представила директор Центра международных проектов ИСИЭЗ ГУ-ВШЭ Анна Пикалова. Квалифицированные кадры являются в настоящее время основополагающим фактором для создания конкурентоспособной экономики в обществе, основанном на знаниях, говорится, в частности, в документе. Процессы глобализации влекут за собой интернационализацию научного труда, ведут к более тесному сотрудничеству между институтами и научными работниками разных стран. Происходит более активный обмен идеями, знаниями, опытом, что является необходимым условием для повышения квалификации исследователей и развития науки.

Директор Центра международных проектов ИСИЭЗ ГУ-ВШЭ Анна Пикалова
Директор Центра международных проектов ИСИЭЗ ГУ-ВШЭ Анна Пикалова
В то же время в силу различного уровня экономического и социально-политического развития стран совершенствование рынков научного труда способствует утечке умов и эмиграции — специалисты естественно выбирают для проживания и работы страны с более развитой экономикой, более высокими зарплатами и лучшими условиями труда. Для многих стран встает задача предотвращения утечки умов и создания условий, при которых исследователи после стажировки либо работы будут возвращаться на родину, а зарубежные специалисты будут приезжать для передачи опыта и знаний. Тогда мобильность будет приносить пользу.

Основными участниками процесса мобильности являются непосредственно ученые и люди, которые отвечают за формирование научно-технической и международной политики государства. Сами ученые без участия политиков не могут решить стоящие перед ними проблемы, для этого необходимы совместные усилия политических кругов, ученых, взаимодействие министерств и ведомств. Для достижения этих целей необходимо создание координационного совета, объединяющего целый ряд министерств и организаций.

В рекомендациях указано на необходимость пересмотра статуса ученого, создания условий для повышения престижа научного труда, увеличения финансирования и создания надлежащих условий для развития карьеры молодых исследователей. Мобильность, подчеркивается в рекомендациях семинара, должна быть признана фактором, способствующим развитию карьеры исследователей, активизации международного сотрудничества, что ставит на повестку дня решение таких первоочередных задач, как разработка инструментов для поддержки мобильности, методов использования многосторонних и двусторонних инструментов и программ разных стран для финансирования мобильности; разработку методов совместной оценки конкурсных предложений, процессов оценки проектов; разработку механизмов для международного признания дипломов и научных степеней. То есть, по сути, речь идет о необходимости выработать национальную стратегию мобильности.

Важно также принять соглашения о научных визах и урегулировать вопросы, связанные с таможенными сборами на поставку оборудования и материалов, применением и защитой прав интеллектуальной собственности на результаты научного труда. Чтобы мобильность ученых была не пустым звуком и могла приносить реальные плоды, в том числе, и для экономики России, нужна государственная поддержка для привлечения научных диаспор из-за рубежа и возвращения ученых на Родину. Для этого крайне важно решить такие проблемы, как социальное и пенсионное обеспечение.

В практическом плане крайне важным является организация информационного обмена о научном потенциале стран, их научных приоритетах, о разработках ведущих научных центров, об их ученых; повышение публикационной активности исследователей в международных изданиях и повышение уровня открытости и привлекательности институтов для зарубежных ученых; создание благоприятных условий для приглашения ученых из-за рубежа. Примером практической реализации обеспечения информационного обмена между странами Восточной Европы, Центральной Азии и ЕС может служить портал http://www.increast.eu/, разработанный в рамках проекта IncoNet EECA и представляющий на русском и английском языках подробную актуальную информацию о политике в области научно-технического развития стран данных регионов, о совместных проектах, программах, мероприятиях и партнерских организациях. Необходимой мерой в информационном плане видится создание разветвленной многоуровневой (страна - регион - город — организация/университет) сети консультационных центров и повышение роли национальных контактных точек - Национальная контактная точка (НКТ) России по мобильности научных кадров функционирует в ГУ-ВШЭ — и расширение спектра предоставляемых ими услуг, укрепление сотрудничества между НКТ разных стран. Проведение мониторинга и оценка мобильности должны осуществляться как на национальном, так и международном уровне, что позволит опираться на актуальную информацию при подготовке рекомендаций для принятия политических решений.

Это те конкретные предложения, которые, по мнению участников семинара, могут поднять престиж науки в разных странах, в том числе и в России, и способствовать ее развитию в более широком европейском контексте.

Принятые на форуме рекомендации будут оформлены в виде документа, который будет направлен в соответствующие министерства, ведомства и организации, формирующие либо оказывающие влияние на формирование научно-технической политики государств и межстрановых соглашений.

Николай Вуколов, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ
Фото автора

Программа Международного семинара «Барьеры, препятствующие мобильности ученых между Европейским союзом и восточно-европейскими и центрально-азиатскими странами»

Programme. Workshop on barriers hampering mobility of researchers between EU and EECA countries

Презентации докладов (архив)

Вам также может быть интересно:

Общежитие-дворец, зачеты без зачеток, погружение в ML: студент ВШЭ — в Армении по программе мобильности

Студент 2-го курса магистерской программы «Интернет вещей и киберфизические системы» МИЭМ ВШЭ Алишер Юлдашов отправился по программе академической мобильности в Российско-Армянский (Славянский) университет Еревана. Организация учебного процесса, предметное наполнение программы, впечатления от жизни в столице Армении — в рассказе студента от первого лица.

«России и ЕС необходимо наконец честно и открыто начать говорить друг с другом»

Одержав некогда победу в холодной войне, сегодня Европа рискует проиграть мир после нее. Нынешние противоречия России и ЕС в вопросе Украины — лишь видимый симптом той «вялотекущей болезни», которую обе стороны отказывались лечить последние двадцать лет. Российско-европейский кризис и его причины обсудили на круглом столе, организованном  факультетом мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ, Советом по внешней и оборонной политике и журналом «Россия в глобальной политике». Поводом к встрече послужила статья Сергея Караганова «Европа: поражение из рук победы».

Каталония и Шотландия: чем различаются «нации без государств»

На факультете мировой экономики и мировой политики состоялось первое заседание Европейского клуба. В рамках встречи профессор Луис Морено Фернандес из Испанского национального исследовательского совета рассказал о сходствах и отличиях двух западноевропейских наций, не имеющих государственных образований, — Каталонии и Шотландии.

Студенты и преподаватели Вышки смогут поехать на стажировку в Японию

30 сентября ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов и президент Университета Тохоку (Япония) Сусуму Сатоми подписали два соглашения — об академической мобильности и сотрудничестве, а также о студенческих обменах между университетами.

Страны объединяются и противостоят диктату инвесторов

Государства формируют альянсы, чтобы успешнее привлекать на свои рынки международный капитал и одновременно противостоять его диктату, рассказал заведующий кафедрой мировой политики НИУ ВШЭ Максим Братерский в докладе «Политические функции региональных экономических объединений».

ВШЭ расширяет партнерство с вузами Нидерландов

Завершается перекрестный год России-Голландии, включавший совместные проекты в сфере науки, культуры и образования. В октябре и ноябре представители ведущих голландских вузов провели семинары и переговоры с руководством ВШЭ и отдельных факультетов университета. Результатом встреч стало подписание нескольких соглашений о сотрудничестве.

Российские студенты все чаще выбирают Францию

Число российских студентов, обучающихся по тем или иным программам во французских университетах, выросло за минувший год на 22 %. По каким направлениям следует развивать российско-французское образовательное сотрудничество? С 6 по 8 ноября кафедра французского языка НИУ ВШЭ принимала участие в традиционных «Университетских посиделках» — семинаре, организуемом Посольством Франции для преподавателей российских вузов.

Диалог Россия – ЕС: визовый режим мог бы быть проще

5 ноября в ВШЭ прошла презентация «Доклада об упрощении и либерализации визового режима между Россией и Евросоюзом», подготовленного при поддержке Гражданского Форума ЕС-Россия.

Семинар по проекту «ERA.NET-RUS»

16-17 мая в ВШЭ прошел Международный семинар по определению приоритетов в сфере науки и технологий, организованный ИСИЭЗ в рамках проекта «ERA.NET-RUS». Его участники намечали посредством дорожных карт тематические ориентиры научного сотрудничества между Россией и ЕС.

«Новый закон «Об образовании» мне нравится»

16 апреля на семинаре Института образования ВШЭ «Актуальные исследования и разработки в области образования» с докладом «Актуальные тенденции в образовательном праве и политике в Европе» выступил профессор Колледжа Европы (Брюгге, Бельгия) Ян де Грооф.