«Выживают те, кто производит контент»
Какие профессионалы нужны современной медиаиндустрии? Почему выпускников журфаков приходится переучивать? Может ли университет в сотрудничестве с редакциями подготовить специалистов, которые сразу были бы востребованы на рынке? Об этом говорили представители ведущих СМИ на экспертной дискуссии, организованной в НИУ ВШЭ и приуроченной к открытию новой образовательной программы «Медиакоммуникации».
Средства массовой информации испытывают острый дефицит в специалистах, заявили участники дискуссии, проходившей в Вышке. Выпускников вузов, приходящих на работу в СМИ, приходится обучать на месте, причем стандарты и стиль работы во всех редакциях разные. Подготовить уже в университете специалиста, который бы безболезненно влился в любой медийный коллектив, — задача трудновыполнимая. Однако именно ее хотят решить создатели новой образовательной программы «Медиакоммуникации», которая открывается в ВШЭ в 2015/16 учебном году.
Современные технологии требуют новых квалификаций от сотрудников ньюсрума мультимедийной телерадиокомпании или интернет-ресурса, считает декан факультета коммуникаций, медиа и дизайна ВШЭ Андрей Быстрицкий. Поэтому будущие выпускники программы — это не журналисты в привычном смысле слова, а «архитекторы коммуникации», люди «интеллигентные, но и практичные», которые были бы востребованы отраслью сразу после выпуска.
Новые средства коммуникаций постоянно меняют характер и скорость работы СМИ, а также взаимоотношения с аудиторией. «Журналистика перестает быть гуманитарной профессией, — считает заместитель министра связи и массовых коммуникаций РФ Алексей Волин. — Представить себе журналиста без знания IT, верстки или компьютерного дизайна сегодня невозможно». Вместе с тем современным журналистам не хватает кругозора и эрудиции, чтобы быстро погрузиться в незнакомый материал, разобраться в нем и «пересказать его легко, интересно и доступно для читателя».
Студентов необходимо учить не только тому, что нужно делать, но и показывать на примерах разорившихся или дискредитировавших себя СМИ, как не нужно работать
По словам руководителя программы «Медиакоммуникации» Иосифа Дзялошинского, обучение на ней будет практико-ориентированным. Для этого авторам программы и представителям СМИ необходимо найти новый формат прохождения студентами практики. Сейчас студенты, по общему мнению, «отбывают номер», организация практики становится лишь напрасной тратой времени и сил для всех вовлеченных сторон. Чтобы практика действительно приносила пользу и студентам, и редакциям, она, во-первых, должна быть продолжительной (в несколько месяцев, а не недель, как сейчас), во-вторых — сопряженной с решением конкретных заданий и проектов. При этом практикант должен быть готов к выполнению самых мелких задач и поручений — если редакции это необходимо.
Директор дирекции креативного планирования Первого канала Елена Афанасьева предложила еще один вариант организации практического обучения — создавать, по аналогии с театрами, мастерские под руководством «звезд» медийной отрасли. А гендиректор холдинга «Объединенные медиа» Михаил Бергер считает, что студентов необходимо учить не только тому, что нужно делать, но и показывать на примерах разорившихся или дискредитировавших себя СМИ, как не нужно работать. Он уверен, что необходимо провести четкую границу между журналистикой и пиаром.
Одну из опасностей для любой образовательной программы, связанной с медиаиндустрией, главный редактор ТАСС Максим Филимонов видит в быстром устаревании теории. Уже сейчас студенты умеют работать с видеоредакторами и лучше ориентируются в соцсетях, чем многие их преподаватели. По мнению Иосифа Дзялошинского, эту проблему можно решить приглашением на образовательную программу специалистов, которые понимают, какие технологические и коммуникационные тренды являются определяющими и как будет устроена отрасль через несколько лет. А вот Андрей Быстрицкий, не отрицая возрастающей роли соцсетей и гражданской журналистики, не думает, что блогеры победят традиционные СМИ.
Чтобы быть успешным на медиарынке, нужно быть «фабрикой контента», считает Алексей Волин. «Каналов распространения информации становится всё больше, но выживают те, кто производит контент, — сказал замминистра. — Есть контент — есть спрос».
Быстрицкий Андрей Георгиевич
Декан факультета коммуникаций, медиа и дизайна
Дзялошинский Иосиф Михайлович
Руководитель программы «Медиакоммуникации»
Вам также может быть интересно:
Заменит ли нейронет традиционные медиа
О том, как трансформируются медиа в недалеком будущем, рассказал на лекции в рамках проекта «Университет, открытый городу» профессор департамента медиа факультета коммуникаций, медиа и дизайна НИУ ВШЭ Илья Кирия.
Магистерские программы, посвященные медиа, используют экспериментальные форматы
В этом учебном году магистерские программы факультета коммуникаций, медиа и дизайна пробуют новую форму привлечения к работе со студентами практиков из индустрии медиа — это недельные и двухнедельные серии мастер-классов по актуальным темам. На следующий год эти блоки предполагается включить в обязательную программу. Расскажем о нескольких текущих проектах.
Новое лицо медиа
27 и 28 сентября в Санкт-Петербургском кампусе ВШЭ состоялась Международная научная конференция «Новые медиа: изменение медиа ландшафта». Свой взгляд на средства массовой информации представили ученые из Америки, Великобритании, Швеции, Германии, Дании, Польши и России.
Михаил Бергер
гендиректор холдинга «Объединенные медиа»