ВШЭ запускает программу дополнительного образования совместно с Музеем «Гараж»
13 ноября стартует программа повышения квалификации «Работа с аудиторией в сфере культуры», разработанная базовой кафедрой Музея современного искусства «Гараж». Образовательный курс поможет выстроить эффективную работу с аудиторией и станет третьим совместным проектом музея и Вышки наряду с майнором «Современное искусство: введение в историю и музейно-выставочную практику» и магистратурой «Практики кураторства в современном искусстве».
Руководитель департамента по работе с аудиторией, разработчик и один из преподавателей программы Егор Санин рассказал о том, зачем культурным институциям нужно быть ближе к посетителям и как этому научиться.
Как возникла идея курса «Работа с аудиторией в сфере культуры»?
Мы с Варей (Варвара Корнеева, руководитель отдела по работе с аудиторией Музея «Гараж». — Ред.) — самоучки в сфере музейного дела. Наш профессиональный опыт сложился во многом стихийно в ходе решения рабочих задач и общения с коллегами из других институций. К нам часто обращались с просьбами рассказать о том или ином процессе. Мы, в свою очередь, тоже задавали вопросы. Постепенно из этого оформились целые информационные блоки, которые легли в основу курса. Он объединил в себе то, что мы, с одной стороны, занимаем экспертную позицию и хотим поделиться накопленными знаниями, а с другой — продолжаем учиться. Разработка курса помогла масштабно посмотреть на то, что уже сделано и что предстоит сделать. Мы верим, что современный музей, любая другая институция и организация в широком смысле могут быть гостеприимными и работа с аудиторией — это про взаимообмен, гибкость и реагирование, а не односторонние директивы.
С чего начался ваш карьерный путь?
Я пришел в «Гараж» в 2013 году. В это время я учился в бакалавриате школы культурологии в Вышке, увидел приглашение на стажировку и стал работать экскурсоводом и на стойке информации. Через пару лет мне предложили заняться исследованиями аудитории, и оказалось, что эта часть музейного сервиса интересует меня больше всего. В 2018 году я возглавил департамент по работе с аудиторией. Следующий шаг — запуск программы дополнительного образования в партнерстве с НИУ ВШЭ, которая позволит систематизировать опыт, придать ему академическую форму и при этом сохранить открытость и диалог, присущие и работе с посетителями, и университету.
Почему появился запрос на само понятие гостеприимства в музее?
Зачастую главный конкурент музея — не другой музей или культурная институция, а, например, диван и торговый центр. Идет борьба за внимание потенциального посетителя, жизнь которого круглые сутки пронизана различными офлайн- и онлайн-сервисами. Это задает определенную рамку и уровень ожиданий, поэтому когда человек из огромного потока предложений делает выбор в пользу музея, то предполагает, что посещение будет комфортным, в хорошем смысле слова предсказуемым, или, как мы говорим с коллегами, бесшовным. Здесь и возникает гостеприимство в музейном пространстве — из желания сделать визит максимально приятным с учетом специфической обстановки и правил поведения.
Как это работает?
Опыт посещения музея состоит из множества моментов — от встречи на входе, наличия очередей, обслуживания в билетной кассе, гардеробе и кафе, удобства перемещения до впечатлений непосредственно от выставки. Все это складывается у посетителя в единое событие, и очень важно, чтобы он был доволен на каждом этапе. Совершенствованию этих, казалось бы, незначительных факторов и посвящена работа моего департамента.
Кому будет полезна образовательная программа?
В первую очередь сотрудникам музеев и галерей и руководителям, которые хотели бы выстроить работу с посетителями, развивать это направление. Во-вторых, студентам и выпускникам гуманитарных факультетов, желающим изучить конкретный сегмент деятельности музея и применить эти знания в профессиональном будущем. А еще мы уверены, что самые интересные кейсы и открытия получаются, когда в культурную индустрию приходят люди, никак с ней ранее не связанные, а, например, с опытом работы в маркетинге, гостиничном или туристическом бизнесе. Это обогащает среду и конкретно область взаимодействия с аудиторией: чтобы наладить клиентские процессы внутри, нужно много смотреть вокруг, подмечать новое и знать, как интегрировать те или иные механизмы в работу институции. Поэтому часть приглашенных спикеров на курсе будут как раз из смежных областей. Занятия предполагают очное посещение, но для студентов из других городов России предусмотрен онлайн-формат.
Из чего состоит программа?
Мы разделили ее на два блока. Первый называется “Visitor Experience” и посвящен непосредственно работе с посетителями. Как правило, она осуществляется через сотрудников, напрямую коммуницирующих с гостями. Мы расскажем, как подготовить персонал, способный действовать на передовой и при этом находиться в тени, как обеспечить ту самую бесшовность посещения, для создания которой команда должна работать слаженно и незаметно. Поговорим о навигации и пользовательских маршрутах, сценариях посещения и автоматизации различных процессов через билетные и CRM-системы. Во втором блоке — “Audience Development” — речь пойдет о том, как исследовать свою аудиторию: какие есть методы и как они показали себя в нашей практике, до какой степени реально применять их самостоятельно, а когда лучше привлекать сторонних исполнителей. Итоговым заданием станет подготовка и защита проекта на основе полученной теоретической базы и навыков.
Подать заявку на обучение можно на странице программы или написать на почту academy@garagemca.org.