НИУ ВШЭ запустил цифровую систему правовой помощи «Решебник» для школ и колледжей
.png)
Высшая школа экономики развивает новый проект — цифровую платформу правовой поддержки «Решебник». Сервис создан для образовательных организаций, которым необходима оперативная и надежная юридическая помощь. Теперь школы, детские сады, колледжи и университеты без штатных юристов смогут решать правовые вопросы в несколько кликов — получать консультации, шаблоны документов и доступ к актуальному законодательству. Первые пользователи приступили к работе в системе уже с начала текущего учебного года.
Алия Ермакова
«Современные школы все чаще сталкиваются с необходимостью правового сопровождения — от дисциплинарных процедур и конфликтов с родителями до соблюдения норм по персональным данным и трудовому законодательству. При этом не у всех образовательных организаций есть возможность держать юриста в штате, а ошибки в оформлении документов могут стоить довольно дорого. Поэтому в Вышке создали цифрового помощника, который может заменить целый юридический отдел», — рассказала Алия Ермакова, старший директор по правовым вопросам, руководитель проекта «Решебник».
«Наша платформа разработана силами юристов Дирекции по правовым вопросам и командой факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ, в которую вошли студенты и преподаватели», — отметила она.
Дирекция по правовым вопросам НИУ ВШЭ — юридическая служба университета, обеспечивающая правовое сопровождение всех основных направлений деятельности НИУ ВШЭ.
Платформа интегрирована в цифровую инфраструктуру университета и не требует сложной регистрации. «Решебник» — это не просто библиотека законов, а практико-ориентированная система поддержки, которая помогает образовательным организациям действовать в конкретных ситуациях.
Так, в разделе «Справочник» собраны десятки типовых кейсов:
как школа может реагировать на жалобы родителей;
что делать, если педагог нарушил дисциплину;
как правильно оформить согласие на обработку персональных данных;
какие меры принимать при буллинге среди учеников.
Каждая ситуация сопровождается разъяснениями юристов, ссылками на нормативные акты и судебные решения.
Анна Безукладникова
«Вся информация проверена экспертами ВШЭ, — подчеркивает Анна Безукладникова, заместитель директора Дирекции по правовым вопросам, отвечающая за наполнение платформы. — Мы отбираем только актуальные материалы, полезные именно для школ, не просто юридические тексты, а конкретные рекомендации, как действовать».
Ключевая особенность платформы — возможность получить индивидуальную консультацию. Школа описывает свой случай, прикладывает документы и получает ответ от юриста в течение нескольких дней. Это особенно важно для тех, кто работает в удаленных регионах, где нет возможности оперативно обратиться к специалисту. Через «Решебник» можно задать любой правовой вопрос — от заключения договора с подрядчиком до вопросов безопасности детей.
Юлия Скворцова
Юлия Скворцова, руководитель проекта Дирекции по правовым вопросам, эксперт платформы, отмечает: «Значимой особенностью платформы является возможность сохранять документы и кейсы в личном кабинете, формируя цифровую библиотеку школы. Пользователи могут добавлять туда и собственные локальные акты: приказы, положения, регламенты. Это делает работу с документами прозрачной и удобной: все хранится в одном месте, с перекрестными ссылками на федеральные и региональные нормы».
Раздел «Новости» ежедневно обновляется и содержит материалы, касающиеся образовательных учреждений: изменения в законах, новые письма министерств, свежие судебные решения. Каждое сообщение снабжено экспертными комментариями.
Также на платформе есть библиотека видеосеминаров и вебинаров, где юристы НИУ ВШЭ объясняют сложные нормы простым языком. Пользователи могут смотреть записи, читать расшифровки и переходить по ссылкам на связанные документы.
Раздел «Шаблоны» содержит готовые формы договоров, актов, приказов, уведомлений и других документов, выверенные юристами. Все шаблоны соответствуют действующему законодательству и регулярно обновляются. Педагогу или директору не нужно больше искать в интернете образцы — все уже собрано в одном месте и адаптировано под нужды образовательной организации.
«Мы приглашаем коллег стать одними из первых пользователей “Решебника” и вместе развивать этот инструмент. Нам важно, чтобы контент создавался не в отрыве от школ, а вместе с ними. Чем больше обратной связи мы получаем, тем точнее система отвечает на реальные запросы образовательных организаций», — подчеркнула Алия Ермакова.
Вам также может быть интересно:
«Прямое включение в научный процесс»: в магистратуре НИУ ВШЭ будут готовить нейробиологов
Решение об открытии новой магистерской программы «Нейробиология» по направлению подготовки «Биология» принял Ученый совет университета. Ее студенты получат доступ к уникальному оборудованию и станут частью исследовательских групп, смогут работать в научной сфере, в медицине и фармацевтике, IT и нейротехнологиях, а также в области образования и HR-службах.
От климатических рисков до торговых войн: в Вышке состоялась конференция по финансовой экономике
Как меняются инвестиционные решения в условиях инфляционных шоков и применения методов машинного обучения? Можно ли предсказать финансовые риски через новые метрики? Какова роль климатической устойчивости банков и как геополитические потрясения влияют на глобальные цепочки создания стоимости? Эти и другие ключевые темы стали предметом обсуждения на прошедшей недавно 14-й Международной московской конференции по финансовой экономике, организованной Международным институтом экономики и финансов (МИЭФ) ВШЭ.
«Выигрывают те, кто умеет быстро адаптироваться и внедрять инновации»
НИУ ВШЭ запускает образовательную программу «ИИ-лидеры: бизнес-лаборатория для руководителей». Обучение рассчитано на 6 месяцев в очном формате, что позволяет глубоко погрузиться в материал и обменяться опытом с коллегами. Программа стартует в феврале 2026 года.
Ученые НИУ ВШЭ оценили отдачу космических инвестиций: каждый рубль может принести пять
Вложения в космическую отрасль приносят экономике значительную выгоду. Согласно расчетам Института статистических исследований и экономики знаний ВШЭ и «Организации «Агат» госкорпорации «Роскосмос», каждый вложенный в космический проект рубль способен приносить более 5 рублей валовой добавленной стоимости и почти 3 рубля налоговых доходов федерального бюджета. Ученые предложили модель, которая позволяет обосновывать решения о бюджетном финансировании не только с точки зрения отраслевых задач, но и с позиции вклада в макроэкономические показатели и структурное развитие экономики. Статья опубликована в журнале «Экономика космоса».
ВШЭ ищет новые идеи для ИИ-агентов: стартовал конкурс инициатив
Высшая школа экономики приглашает исследователей и преподавателей представить концепции новых цифровых продуктов на базе искусственного интеллекта. Лучшие проекты получат экспертную и технологическую поддержку. Заявки принимаются до 19 декабря.
В Вышке создан Институт робототехнических систем
Решение об этом принял Ученый совет НИУ ВШЭ. У нового института будет мощная фундаментальная база, он будет сотрудничать с другими профильными подразделениями, вовлекать студентов и аспирантов в исследования и разработки. К каким практическим результатам приведет работа института и как планируется организовать взаимодействие с его индустриальным партнером, «Вышке.Главное» рассказал первый проректор НИУ ВШЭ, директор Института статистических исследований и экономики знаний Леонид Гохберг.
Подведены итоги Конкурса инноваций в образовании — 2025
22 ноября в конгресс-холле Альфа-Банка состоялась церемония награждения финалистов, победителей в номинациях и абсолютного победителя Конкурса инноваций в образовании (КИвО-2025). Он проводится 12-й раз, и сегодня это хорошо известный в образовательном сообществе флагманский проект Высшей школы экономики, объединяющий формальное образование, EdTech и частные инициативы.
От импортозамещения к прорыву: как Россия движется к технологическому суверенитету
Доля импорта в затратах на производство и реализацию продукции в России сократилась почти в два раза с 2021 по 2024 год. Об этом свидетельствуют данные исследования НИУ ВШЭ, представленные на круглом столе, посвященном технологическому суверенитету. Эксперты также обсудили, как перейти от импортозамещения в промышленности к прорыву на глобальных рынках. Мероприятие прошло в рамках Дискуссионного экспертного форума НИУ ВШЭ.
Вышка Онлайн представила документальный фильм о влиянии ИИ на нашу жизнь
27 ноября на всех онлайн-площадках Вышки Онлайн состоялась премьера документального фильма «После промпта» от онлайн-кампуса НИУ ВШЭ. Его авторы исследуют, как искусственный интеллект меняет работу, карьерные траектории и профессиональное развитие специалистов. Это первый видеопроект, полностью реализованный командой онлайн-кампуса НИУ ВШЭ совместно с приглашенным режиссером Ольгой Науменко.
«Показать науку через игру»: в Вышке состоялся фестиваль «Республика ученых»
В середине ноября в атриуме корпуса университета на Покровском бульваре при поддержке Центра академического развития студентов прошел Фестиваль науки НИУ ВШЭ «Республика ученых». Событие помогло студентам познакомиться с различными объединениями исследователей Вышки. В этом году в празднике приняли участие Центр научной интеграции и Центр академического письма, а также студенческие организации, которые представили свою деятельность через интерактивные форматы.


