«Команды уже готовятся»
Этим летом в Армении проведен первый международный профориентационный лагерь для абитуриентов Высшей школы экономики. Об особенностях этого формата деятельности и ближайших планах работы с абитуриентами рассказывает руководитель Тренингового центра ГУ-ВШЭ, ведущий тренер-психолог Андрей Рубан.
— Андрей, я знаю, что вы уже не первый год участвуете в организации профориентационных лагерей ВШЭ, а с чего все начиналось?
— Первый профориентационный лагерь был организован в 2001 году студентом факультета социологии ВШЭ Дмитрием Родионовым в Подмосковье, через два года я с командой Тренингового центра присоединился к этому проекту. На сегодняшний день можно говорить уже не об одном лагере, а о целой системе профориентационных мероприятий, проходящих в течение всего года. И если первые годы лагерь сохранял формат студенческой инициативы, то со временем профориентационный компонент выдвинулся на первый план, и обычно за две недели мы успеваем здорово заинтересовать ребят в нашем университете.
— В чем особенность такого рода лагерей?
— В каждой смене мы объединяем практически все, используемые на сегодняшний день в разных лагерях, форматы работы с абитуриентами. Центральную часть каждого дня занимает деловая — двух-трех часовое мероприятие, в котором школьники погружаются в атмосферу будущей профессии, и могут попробовать себя в разных качествах. За это время мы успеваем поиграть в деловые игры по тематикам всех основных факультетов Вышки: это экономика, право, политология, журналистика, психология, социология, философия, бизнес-информатика, госуправление. К примеру, в игре по менеджменту они объединяются в команды и создают свои компании, распределяют роли и полномочия, и, по сути, создают свои фирмы, цель которых — зарабатывать деньги и быть эффективными в этом бизнесе. Для учеников девятых-одиннадцатых классов это очень интересно, потому что игра рассчитана на их возраст, в процессе игры включается природная детская активность и любознательность. И кроме того во время игры у них есть возможность прочувствовать на собственном опыте, какие именно аспекты той или иной профессиональной деятельности больше совпадают с их индивидуальными способностями и психологическими особенностями. И сделав соответствующие выводы, перейти к более осознанному выбору факультета, так как каждый день проходят презентации факультетов, на которых абитуриентам рассказывают о жизни на факультете, о том, как преподается в университете тот или иной предмет, кем они могут стать по окончании вуза. Мой опыт проведения подобных лагерей, говорит о том, что это один из самых эффективных форматов профориентации школьников.
— Наверняка, кроме профориентационных мероприятий в лагере проходит множество других событий?
— Действительно, абитуриентам некогда скучать, кроме игр, ежедневно проводятся различные мероприятия, например, так называемый «час вожатого», во время которого вожатый вместе со своим отрядом обсуждает какую-то важную тему. Темы выбираются повседневные и одновременно очень важные — родители, будущая профессия, друзья, любовь, здоровый образ жизни, деньги. Для школьников разговор с взрослым, который готов внимательно выслушать каждого, искренне поговорить, рассказать о собственном опыте — это комфортный, а иногда и первый в их практике групповой формат общения. Опыт показывает, что подобные мини-тренинги полезны для школьников и в плане личностного роста, и плане выбора дальнейших жизненных стратегий.
В течение всей смены в лагере работают мастерские, то, что в нашем детстве называлось кружками. Здесь большую роль играет личность вожатого, а они у нас все незаурядные личности, поэтому и мастерские получаются уникальные. В последней смене особенно запомнилась мастерская музыки — один из вожатых привез с собой пятнадцать музыкальных инструментов. Дети были в полном восторге!
Мы стремимся создать предельно насыщенную, но очень комфортную среду для ребят. За две недели они проживают такое количество событий, которое не всегда можно успеть прожить за полгода. И я уверен, что практически для любого участника лагеря, это самое яркое событие за весь год.
— Как происходит отбор вожатых для работы в лагере?
— Прежде всего, ездят те, кому нравится общение с детьми. Отбор проходит естественным путем во время работы Школы тренеров. Туда приходят люди, которым интересны тренинги, и среди них значительная часть людей уже имеют педагогический и вожатский опыт. Чаще всего они сразу проявляют интерес к участию в организации и проведении подобных лагерей. На мой взгляд, это наиболее эффективный способ подбора кадров, мы берем тренеров и готовим их к работе с детьми, а не обучаем тренингам вожатых. В этом году мы будем придерживаться стратегии работы с более взрослыми вожатыми, которым 22-24 года, это уже достаточно самостоятельные люди, которые ответственно берут на себя эту роль и успешно с ней справляются.
— В Школу тренеров может прийти любой человек?
— Да, туда могут приходить все желающие, и я уверен, что всем, кто придет, это будет полезно. На наших занятиях мы стремимся создать такую среду, где участники могут активно обмениваться информацией, опытом, развивать в себе профессионально необходимые компетенции тренера, которые и определяют успех человека в групповой работе. С людьми, которым интересна работа с детьми, мы ведем дополнительную работу, они осваивают особенности возрастной психологии, групповой работы с детьми, мы разрабатываем программы будущих лагерей и выездных школьных тренингов. И в процессе совместной работы формируется настоящая команда, способная реализовывать различные задачи. А задачи бывают глобальные, как например, в этом году — провести международный лагерь в Армении.
— Расскажите, почему вы решили провести лагерь именно в Армении, и довольны ли вы его результатами?
— Наш университет активно расширяется, и в том числе за счет развития представительств в других странах. И на первом этапе университет смотрит в сторону стран СНГ и Балтии, так как с этими странами у нас уже существуют хорошие взаимоотношения. Для их жителей Россия давний, понятный и привлекательный партнер, и родители рады отправить своих детей учиться к нам. Армения в силу исторических, культурных, политических причин занимает по отношению к России очень открытую и дружественную позицию. Скажу, что гостеприимство армян, о котором все говорят, невозможно почувствовать на расстоянии и по рассказам, по-настоящему его можно ощутить только у них в гостях. В эту страну невозможно не влюбиться, и эти две недели для нас были сплошной радостью. Если говорить о результатах подобных мероприятий, то самое ценное, на мой взгляд, что нам удается показать ребятам, будущим студентам, как это может быть интересно — учиться в университете.
— Насколько я могу судить, недостатка в желающих провести смену в таком профориентационном лагере вы не испытываете, как вы отбираете школьников в лагерь?
— В каждой стране мы в первую очередь налаживаем связи с университетами, заинтересованными в сотрудничестве с ВШЭ и ведущими школами, которые ориентируются на обучение своих выпускников не только в вузах своей страны, но и за рубежом. А как я уже говорил, в странах СНГ к этой возможности относятся очень серьезно. Чаще всего это нестандартные продвинутые школы, в них наиболее качественные знания у детей, поэтому им несложно адаптироваться к групповой работе внутри русской программы.
— Какие планы на следующий год? Армения или другой регион?
— С Арменией мы только начали работать, и я уверен, что одним лагерем дело не закончится. Наша задача - наращивать обороты, для этого будут разработаны новые форматы взаимодействия, и, конечно, мы постараемся провести очередной летний лагерь. Но это все дело будущего, а сейчас есть более актуальные задачи. Мы вовсю разрабатываем программу осенних мероприятий — запланирована поездка в Казахстан, Молдавию и Белоруссию для проведения многодневных серий тренингов для школьников. Подобный формат мы называем городским лагерем, дети после дня активной работы на ночь возвращаются домой, что уменьшает нагрузку на вожатых и позволяет работать с группой в 100-120 человек. Команды уже готовятся. Студентов, которым интересна групповая и тренинговая работа как со взрослыми, так и с детьми, я приглашаю присоединяться к Тренинговому центру.
Людмила Мезенцева, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ
Вам также может быть интересно:
«Я создаю сообщество счастливых людей»
Зарабатывать на неуверенности в себе не зазорно, особенно если это не просто бизнес, а благородная миссия. Выпускник Вышки, психолог и тренер Андрей Рубан, рассказал о том, как можно получить предпринимательский опыт в университете, почему творчество служит фундаментом жизни, как сарафанное радио становится маркетинговой стратегией и что делать после того, как обретешь личное счастье.
Thomson Reuters: тренинги для студентов ВШЭ
В апреле Проектно-учебная лаборатория анализа финансовых рынков ВШЭ совместно с компанией «Thomson Reuters», предоставляющая профессиональную финансовую информацию, провела ряд тренингов и тестирование для студентов университета.
От первокурсников до выпускников
1 сентября начал работу Тренинговый Центр ГУ-ВШЭ. О создании Центра, его задачах и планах на будущее рассказал его руководитель, тренер-психолог, выпускник ГУ-ВШЭ Андрей Рубан.
Тренинг «Эффективное трудоустройство» Центра психологического консультирования ГУ-ВШЭ
28—30 марта Центр психологического консультирования ГУ-ВШЭ проводит для студентов тренинг «Эффективное трудоустройство»
Торжественное открытие программ профессиональной переподготовки специалистов в области HR и тренинг-менеджмента
1 марта состоялось торжественное открытие программ профессиональной переподготовки специалистов в области HR и тренинг-менеджмента на базе Института практической психологии ГУ-ВШЭ и награждение победителей Всероссийского конкурса «Бизнес-тренер: Новые возможности».