«Студенты — это главное, для них мы существуем»
18 июля состоялся выпускной студентов магистратуры «Управление исследованиями, разработками и инновациями в компании», который совпал с 10-летним юбилеем запуска программы. Студенты смогли не только получить свои дипломы, съесть вкусный торт, сделать фотографии, но и пообщаться с выпускниками прошлых лет.
Выпускной прошел в Центре культур ВШЭ на Покровском бульваре. После вручения дипломов студентам на сцену вышли выпускники программы предыдущих лет. Они рассказали о своем опыте и знаниях, которые приобрели за время обучения в НИУ ВШЭ, а также о том, как эти знания впоследствии помогли им стать успешными людьми и построить карьеру мечты.
Андрей Полозов-Яблонский, советник генерального директора по инновационному развитию ПАО «Аэрофлот», регулярно возглавляющий ГЭК на защите выпускных квалификационных работ программы, поделился тем, что выпускники данной программы имеют значительное преимущество на рынке труда, а со многими он работает уже достаточно давно. «Сегодня здесь на сцене стояло шестеро выпускников, треть из них — это люди, с которыми я работаю уже очень много лет. Если судить по этим выпускникам, то здесь все вы получили блестящее образование, потому что спустя годы после завершения программы люди демонстрируют замечательные качества в работе: и знания, и навыки, и умения, и творчество, и инициативу», — сказал Андрей Полозов-Яблонский, обращаясь к новоиспеченным инноваторам.

Несмотря на то что первый набор на магистерскую программу «Управление исследованиями, разработками и инновациями в компании» был осуществлен 10 лет назад, в этом году состоялся только 7-й выпуск ее студентов. «Первые 2 года было обучение по 2,5 года на очно-заочной форме, — комментирует Игорь Агамирзян, вице-президент ВШЭ, заведующий кафедрой менеджмента инноваций, профессор, — соответственно, год оказался пропущенным, и сегодня пятый выпуск с того момента, как я возглавил кафедру, основанную Иваном Михайловичем Бортником».

Игорь Агамирзян рассказал, что идея создания кафедры менеджмента инноваций возникла в связи с потребностью в подготовке не только инженеров и менеджеров широкого профиля, но и специалистов, способных эффективно управлять инженерными процессами. «Выпускники программы в реальности понимают, что такое инновационные процессы, как связаны жесткие и мягкие навыки и умения, потому что любое исследование, любая разработка в бизнесе — это сочетание того, что по-английски называют hard skills и soft skills. Традиционное инженерное направление дает высококачественные hard skills, но очень мало дает soft skills. В школах бизнеса наоборот: в значительной мере выделяются soft skills — навыки коммуникации, командная работа, — но при этом недостаточно внимания уделяется тем объектам, с которыми здесь, на нашей программе, работают. Ведь бизнес — это далеко не только про деньги, финансовый компонент в бизнесе является необходимым, но одного его недостаточно», — говорит он. Профессор отметил, что выпускники данной программы успешно работают на стыке этих двух направлений.
Игорь Агамирзян подчеркнул, что «студенты — это главное, для них мы существуем».

О создании программы «Управление исследованиями, разработками и инновациями в компании» вспомнил и Евгений Савелёнок, заместитель заведующего кафедрой менеджмента инноваций. «Когда мы начинали, почти ничего не было, по крайней мере на ближайшем образовательном просторе, мы начинали неожиданно, резко, совершенно без подготовки. Я открою маленькую тайну — я был убежденным противником открытия программы, потому что полагал, что это слишком инновационно за то короткое время, за которое мы планировали создать программу», — рассказывает Евгений Савелёнок. Он также отметил, что на самом начальном этапе запуска ОП было множество сложностей: «Сложно находили баланс между теорией и практикой, но мы видим вас сегодня, мы понимаем, что наша задумка удалась», — отметил заместитель заведующего кафедрой.

Выпускница Екатерина Филаткина узнала о магистерской программе «Управление исследованиями, разработками и инновациями в компании» случайно, когда оканчивала бакалавриат по направлению «Экология» в 2019 году. Несмотря на то что ранее Екатерина не была связана с IT, инновациями и менеджментом, она все же решила, что программа будет интересной для нее: «У меня была мечта поступить в Вышку, и я долго смотрела разные программы, пока не нашла программу “Управление исследованиями, разработками и инновациями в компании”. Я подумала, что мне было бы интересно в этой программе развиваться, но с первого раза я не поступила: я была 26-я на 25 бюджетных мест. Мне очень понравилось обучение, те эмоции, которые я испытываю сейчас, окончив магистратуру и держа диплом в руках, — невероятные эмоции».

Выпускница Евгения Козлова так же, как и Екатерина, узнала о существовании данной магистерской программы случайно, через круглый стол в Государственной думе, где проходило заседание экспертного совета по образованию с участием представителей кафедры. Обучением в НИУ ВШЭ выпускница осталась довольна: «В Вышке очень классное отношение к студенту — “студент — это субъект образования”. Здесь прислушиваются к студенту, поддерживают его, открыты к любым вопросам, к поддержке в профессиональном развитии — это для меня было важно. Среди положительных сторон программы — коллектив, студенческое взаимодействие, группа и процесс обучения, не только лекционный и семинарский формат, но и проектная деятельность». В дальнейшем Евгения уже планирует поступать в аспирантуру.
«Я узнал о магистерской программе, когда учился на 3-м курсе бакалавриата, искал какую-то специальность, чтобы продолжить обучение по схожему направлению», — рассказывает Василий Соломкин, выпускник кафедры менеджмента инноваций.

Родители Василия отнеслись к его решению учиться в Вышке положительно, но они переживали, что университет серьезный и будет сложно поступить: «Накладывались сроки, — говорит Василий Соломкин, — я точно проходил в магистратуру в другой вуз, было непонятно, поступлю ли я в Вышку, нужно было принимать непростое решение. Из-за этого мои родители переживали, но идея им понравилась, они поддержали меня».
Если говорить о положительных сторонах программы, то для Василия Соломкина они оказались следующими: «Самая большая ценность программы, студенческой жизни, мероприятий — это люди, с которыми ты знакомишься, которые учатся здесь. Я пытался соотнести сложность попасть на программу и то, как на ней сложно учиться, ведь на программу я еле-еле прошел, но в итоге с красным дипломом окончил, все у меня замечательно. Но этот сложный конкурс очень сильно способствует тому, чтобы вокруг тебя были очень крутые люди. Это самая огромная ценность».

Для выпускника Павла Васильева обучение на магистратуре было достаточно интересным опытом. «Мы попали под волну COVID и учились все время онлайн. Лично мне было гораздо проще, мне в целом на онлайне проще учиться. Никаких трудностей я не испытывал, даже легче, чем если бы я учился как обычно», — рассказывает Павел Васильев. Также ему понравилась практическая часть обучения, поскольку она оказалась максимально полезной для него.
Кафедра менеджмента инноваций, помимо магистратуры, также реализует программы основного уровня бакалавриата и дополнительного профессионального образования в области управления R&D и инновациями в компаниях, организациях инновационной инфраструктуры, научных и образовательных учреждениях, также в области инновационного и технологического предпринимательства.
Выпускники кафедры приобретают управленческие и экономические знания и навыки, позволяющие им быть подготовленными к успешной работе в таких сферах, как, например, разработка и вывод на рынок новых продуктов, или управление проектами с инновационной составляющей, или в целом управление инновационной деятельностью, занимать уровни от высококвалифицированных специалистов до руководителей, быстро поднимаясь по карьерной лестнице и внося ощутимый вклад в развитие своих компаний и целых отраслей.