Магия отсутствия чисел
29 октября в рамках презентации Лаборатории качественных исследований ГУ-ВШЭ состоялся семинар «Психология Интернета».
Лаборатория качественных исследований — новая лаборатория Центра фундаментальных исследований ГУ-ВШЭ. Создали ее преподаватели и студенты факультета психологии и отделения деловой и политической журналистики. Руководит деятельностью лаборатории профессор кафедры организационной психологии ГУ-ВШЭ Ольга Мельникова.
Из названия ясно, что лаборатория планирует заниматься качественными исследованиями. В том числе, качественными исследованиями в Интернете и исследованиями самого Интернета, чему и был посвящен первый семинар новой лаборатории.
Проректор ГУ-ВШЭ Сергей Шишкин в своем вступительном слове пообещал с интересом следить за результатами исследований в области психологии Интернета.
Заведующая Лабораторией качественных исследований ГУ-ВШЭ Ольга Мельникова рассказала о типах исследований Интернета, которые уже были проведены ею, ее коллегами и студентами, и о том, что планируется исследовать в будущем.
Уже полученные результаты О. Мельникова разделила на четыре группы. Первая группа исследований касается отношения к Интернету, мотивации обращения к нему. Здесь выделяется психологический аспект представлений об Интернете, что дает понимание объекта исследования самим исследователям.
Второе направление — это анализ интернет-контента. Интернет содержит огромное количество неструктурированной текстовой информации. Чтобы иметь возможность эту информацию анализировать, ее надо сначала попытаться структурировать.
Третье направление — анализ восприятия сайтов. Сюда, прежде всего, входит тестирование концепций сайтов, выявление факторов доверия к информации на сайте, влияния сайта на восприятие организации или бренда.
И последнее направление — это качественные исследования в самом Интернете, проведение глубинных интервью и фокус-групп непосредственно в Сети. По словам О. Мельниковой, эта тема самая разработанная, по крайней мере, на Западе.
Именно этой теме было посвящено выступление профессора кафедры медиа-менеджмента и медиа-бизнеса ГУ-ВШЭ Александра Шарикова. Он рассказал об опыте и возможностях медиа-исследований в Интернете.
Начал свой доклад А. Шариков с рассуждений о том, что такое качественные исследования, ведь «вещь это неопределенная». Кто-то считает, что качественные исследования не должны иметь количественной составляющей, что они предполагают принципиальный отказ от информации в виде чисел. Примером таких исследований в медиа может быть анализ мотивов обращения аудитории к тому или иному СМИ. Количественной информации тут не предполагается.
Второй подход к определению качественных исследований подразумевает, что такие исследования нужны, когда нельзя организовать репрезентативную выборку. Вычисления производятся на небольших по объему выборках, и полученные данные не претендуют на статистическую значимость.
Профессор кафедры медиа-менеджмента и медиа-бизнеса ГУ-ВШЭ Александр Шариков |
Сейчас в медиа-исследованиях все чаще используются различные формы опросов через Интернет. Самое очевидное, чем пользуются теле- и радиокомпании — это рекрутирование респондентов через собственный сайт. На собранные электронные адреса рассылаются «опросники». Число ответов, как правило, не велико, обычно удается получить 50–300 заполненных анкет. С помощью таких исследований выявляется зрительская оценка тех или иных программ. Естественно, ни о каких замерах объема аудитории через Интернет речи не идет.
Интернет используется для тестирования музыки (для радиостанций) и передач (для телеканалов). На сайт выкладывается небольшой фрагмент песни (телепередачи), респондентов просят оценить, насколько им нравится или не нравится та или иная песня (передача).
И, пожалуй, самый интересный пример исследований аудитории через Интернет — это использование интернет-лаборатории (опыт «Франс-Телевизьон»), техники, которая позволяет наблюдать социальное взаимодействие между пользователями. Некий импульс для обсуждения, например, фильм в блоге, «вбрасывается» компанией. Этот метод хорош тем, что реакция аудитории видна мгновенно, что особенно важно для новостных каналов.
Конечно, можно долго рассуждать о смещении выборки при таких исследованиях, о том, что исследователь никогда не узнает, кто именно отвечал ему на вопросы через Интернет, но, во-первых, эти исследования и не претендуют на репрезентативность, а во-вторых, они позволяют руководству телеканалов и радиостанций принимать быстрые грамотные решения. Иными словами, качественные исследования работают.
Елена Новикова, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ
Фото Ивана Морякова
Вам также может быть интересно:
Ловля на словах
По данным Edelman Trust Barometer, 63% людей, получающих новости в сети, не могут отличить достоверный контент от ложного. О том, почему нарастает поток информационных подделок и как ему противостоят законодатели — в очередном материале IQ.HSE по экспертному докладу ВШЭ о правовом регулировании новых технологий.
Контрольные паблики
Подписки старшеклассников на те или иные паблики служат предиктором их успеваемости, показал в исследовании Иван Смирнов, заведующий Лабораторией методов науки о данных в исследованиях образования ВШЭ. Анализ участия школьников в группах и сообществах позволяет сразу распознать троечников и сильных учеников.
Ой, всё: в свет вышел «Словарь языка интернета.ru»
Авторский коллектив лингвистов и культурологов под руководством профессора Школы филологии НИУ ВШЭ Максима Кронгауза выпустил «Словарь языка интернета.ru». В него вошли слова и выражения, которые отражают этапы развития русского языка в онлайн-пространстве примерно за десять лет. Авторы уверены, что словарь пригодится даже тем, кто далек от интернет-среды, но кому важно, как меняется современный русский язык.
Интернет снижает общественное доверие в России
На доверие к другим людям влияет множество факторов, в том числе межличностная коммуникация и современный информационный поток, к которому относятся СМИ и интернет. Причем влияние интернета на доверие отличается в разных странах. В Европе частое пользование интернетом повышает общественное доверие, а в России, наоборот, снижает, выяснила сотрудник Лаборатории сравнительных социальных исследований (ЛССИ) НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге Олеся Волченко.
Магистров ВШЭ научат интернет-предпринимательству
Высшая школа экономики стала одним из 22 вузов — участников проекта по обучению студентов интернет-предпринимательству, который реализует Фонд развития интернет-инициатив при поддержке Минобрнауки России. В новом учебном году курс «Интернет-предпринимательство» включен в общеуниверситетский пул дисциплин по выбору, и его смогут изучать студенты любой образовательной программы магистратуры на первом курсе.
87%
вузов имеют беспроводной доступ к интернету. При этом в большинстве из них доступ к wi-fi есть у всех сотрудников и студентов.
20%
компаний в мире уже в ближайшие три года будут использовать в качестве главного инструмента коммуникаций корпоративные социальные сети вместо электронной почты.
Все больше россиян попадают в глобальную сеть
Почти три четверти российских домохозяйств имеют доступ к глобальной сети, причем половина из них пользуются интернетом ежедневно. При этом 43% опрошенных выходят в сеть с мобильных устройств, 74% активно пользуются соцсетями, а каждый пятый загружает на сайты собственный контент, выяснили эксперты Института статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ в рамках Мониторинга информационного общества.
Исследователи ВШЭ изучили цифровую дифференциацию регионов
К 2014 году в России насчитывалось около 86 млн абонентов мобильного широкополосного доступа — в 3,6 раз больше, чем фиксированного. Регионы заметно различаются по уровню подключения абонентов к Интернету. Данные, это иллюстрирующие, представила директор Центра статистики и мониторинга информационного общества ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Гульнара Абдрахманова на региональном семинаре Международного союза электросвязи для стран СНГ.