Разнообразие студентов требует разнообразия подходов к обучению
В Вышке впервые прошла генеральная ассамблея Международной академии образования. Ее участники рассказали о вызовах, с которыми сталкиваются системы образования в разных странах, и о решениях, помогающих справиться с ними.
Генеральной ассамблее предшествовали Дни Международной академии образования, которые проходили в Москве на площадках различных университетов, в том числе НИУ ВШЭ. Основными участниками генассамблеи стали 22 члена академии, представляющие все континенты мира. Помимо обсуждения совместных проектов и публикаций, они организовали групповые дискуссии по ключевым проблемам, которые стоят перед системами образования по всему миру.
Почему чтение важно как никогда
Президент Международной академии образования Дуглас Уиллмс считает «фундаментальным вызовом» для всех стран обучение детей чтению. «Те, кто не научился в детстве хорошо читать, оказываются уязвимыми до конца жизни, — отмечает Уиллмс. — Они, среди прочего, испытывают трудности в школе, им гораздо тяжелее найти работу после школы».
Даже с развитием новых технологий в обществе появляется все больше и больше запросов на читательские навыки
По словам Уиллмса, в некоторых крупных странах (Россия, Канада, США), обычно около 30% детей не овладевают достаточными навыками чтения к 8-9 годам. А в странах с низкими доходами, например, африканских, умеют читать к этому возрасту только 10% детей — там эта проблема тянется из поколения в поколение: детей просто некому учить.
Специалисты активно работают над программами обучения, которые позволят детям улучшить их навыки в начальных классах школы, но готовых решений этой проблемы пока нет. Впрочем, есть и хорошие новости: Россия одна из немногих стран, в которых дети с каждым годом читают все лучше.
Чему должна учить школа
Для профессора Департамента образовательных исследований при правительстве Мексики Марии де Ибаррола самый важный вызов — изменение традиционных школьных структур, слишком жестких и иерархических.
Ученики не получают удовольствия от обучения в школах, потому что учебные программы слишком академические
«Ученикам нужны новые образовательные возможности, — считает она, — а во многих странах, из-за ограниченных бюджетов, в школах не находится места для музыки, занятий искусствами или спортом».
Профессор де Ибаррола не настаивает на том, чтобы школа «развлекала», но она должна гораздо в большей степени, чем сейчас, соотноситься с интересами учеников и с их будущей жизнью. Школы должны становиться более технологичными и включать больше практической подготовки.
Кроме того, нужно учитывать национальные особенности. Базовым навыкам — чтению, письму, математике, языкам — дети должны обучаться по всему миру. Но многие из получаемых ими социальных знаний важны в контексте: локальном, региональном, даже религиозном. Нельзя делать вид, что общество везде одинаково.
Как меняются школьники и студенты
Резкое расширение высшего образования, по крайней мере на Западе, представляется серьезным вызовом почетному профессору Университета Никосии Андреасу Деметриу. Две трети школьников в этих странах сегодня поступает в университеты, что сказывается на качестве высшего образования: сами студенты сегодня вовсе не такие, какими были несколько десятилетий назад.
Многие студенты не готовы осваивать традиционную университетскую программу — значит, она нуждается в переработке
Другой вызов связан с изменением структуры семей. «В Европе есть страны, где более половины детей растут в семьях, в которых один из родителей им не родной, — говорит Андреас Деметриу. — Это вызывает серьезные проблемы в плане социализации и влияет на их способность к обучению». Школы должны предлагать программы социальной и психологической поддержки уязвимым ученикам, в том числе, когда они сталкиваются с «буллингом».
Как должно меняться образование
Почетный профессор Университета Южной Каролины Лорин Андерсон также отмечает, насколько изменились ученики и особенно студенты по сравнению с временами, когда университеты были доступны, в основном, представителям высших слоев общества. Разнообразие студентов требует и разнообразия подходов к их обучению.
По мнению Лорин Андерсон, худшая вещь, которая может случиться с сильным учеником в США — обучение в школе, где много слабых учеников. Тогда учебный план будет ориентирован именно на них, и сильный ученик окажется ограничен в обучении. «Самое важное — найти баланс, — считает он. — Нельзя каждому дать преимущество — люди все равно будут чувствовать себя обделенными, это в их природе. Но можно сделать так, чтобы никто не был ущемлен в своих возможностях больше, чем другие».
Для Японии долгое время было характерно эгалитарное высшее образование, рассказывает, в свою очередь, Юко Таруми из Университета Мусаши.
Образование было меритократическим инструментом: даже если ты не происходил из богатой семьи, хорошее образование открывало карьерные перспективы
Но сейчас ситуация меняется. В обществе увеличивается неравенство — и образование только усиливает это расслоение. Так, у детей из обеспеченных семей больше шансов получить хорошие оценки на тестах — сами родители, инвестируя в образование детей, подталкивают их к этому. Это само по себе не плохо. Хуже то, что, по мнению Юко Таруми, образование не воспринимается обществом как инструмент для решения проблемы бедности.
Как использовать цифровые технологии
О важности изменения подходов к преподаванию и его индивидуализации, чтобы студенты могли полностью раскрывать потенциал, говорит Ольга Златкин-Тройчанская, профессор Майнцского университета имени Иоганна Гутенберга. Важный аспект здесь — цифровизация и использование интернета в процессе обучения.
«С одной стороны, ресурсы интернета можно использовать в помощь учащимся, — считает она. — Но с другой, первые эмпирические исследования показывают, к сожалению, больше негативных эффектов».
Если студенты сами по себе ищут информацию в интернете, уровень их знаний в итоге ниже, чем при классическом обучении в классе
Профессор Златкин-Тройчанская отмечает и возрастающую роль технологий искусственного интеллекта в обучении. Со временем они, например, позволят «считывать» уровень нагрузки и усталости студентов во время занятий. «Через 10-15 лет я вижу преподавание как командную работу искусственного интеллекта и учителя, — говорит она. — Но все же надеюсь, что именно учитель, а не искусственный интеллект будет говорить, что делать».
Вам также может быть интересно:
В питерской Вышке открылся Институт психологии здоровья
На базе Школы социальных наук НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург начал работу Институт психологии здоровья. Это новое подразделение объединит исследователей, которые изучают поведение людей и когнитивные процессы. Под началом института также в питерской Вышке запустятся три научные лаборатории. Рассказываем, какими исследованиями займутся ученые.
НИУ ВШЭ открывает новую программу microdegree «Исследователь в EdTech»
Институт образования Высшей школы экономики в партнерстве с компанией Skyeng анонсировал запуск новой образовательной программы «Исследователь в EdTech: data-driven-подход для цифровых образовательных продуктов». Новый курс, призванный подготовить специалистов по комплексному анализу пользователей и рынка в сфере образовательных технологий, рассчитан на 9 месяцев и завершается присвоением microdegree.
Питерская Вышка выходит на международный рынок профессионального образования
НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург впервые познакомил международных партнеров с программами дополнительного профессионального образования (ДПО), которые реализуются в университете. Презентация прошла в рамках визита представителей Института дополнительного профессионального образования (ИДПО) университета в Индию.
НИУ ВШЭ запускает 12 новых программ высшего образования в формате онлайн
Высшая школа экономики открывает новые онлайн-программы по маркетингу, праву, ИТ, психологии и другим направлениям. С 1 апреля для поступления стали доступны 10 магистерских программ, а с 14 июня запустятся 2 новые программы онлайн-бакалавриата. Всего в НИУ ВШЭ в 2024 году открыт набор на 33 программы бакалавриата и магистратуры в формате онлайн.
Исследование, проведенное в рамках стратегического проекта НИУ ВШЭ, позволило запустить программу ДПО
Ученые Вышки изучают факторы, влияющие на школьную неуспешность. Эта работа легла в основу программы ДПО «Преодоление образовательной неуспешности на основе доказательного подхода». Структура программы оптимально сочетает теоретические основы раскрытия темы «Доказательный подход в образовании» с практическими способами и примерами приложения предложенных методик. В 2023 году обучение было реализовано в пилотном режиме на безвозмездной основе, его прошли 60 слушателей из 14 регионов России.
НИУ ВШЭ — в лидерах рейтинга вузов цифровой экономики
Высшая школа экономики заняла 2-е место в новом рейтинге вузов цифровой экономики по Москве и Санкт-Петербургу за 2023 год, уступив лишь МГТУ им. Баумана. НИУ ВШЭ обошел профильные ИТ-университеты — МФТИ (3-е место) и ИТМО (5-е место), — а также МГУ (4-е место).
НИУ ВШЭ, «Тинькофф» и Центральный университет запустили олимпиаду по промышленному программированию для школьников
НИУ ВШЭ совместно с «Тинькофф» и Центральным университетом объявили о проведении первой в России олимпиады по промышленному программированию для старшеклассников — PROD. Ее участники не просто решают теоретические задачи, а работают над реальными бизнес-кейсами из ИТ. Такой формат позволяет полностью погрузиться в профессию разработчика до поступления в вуз.
ВШЭ запустила маркетплейс ДПО
Высшая школа экономики запустила инновационный цифровой проект — маркетплейс дополнительного профессионального образования. Сейчас на витрине маркетплейса размещены более 700 программ ДПО Вышки, в дальнейшем планируется привлечение программ ДПО других российских вузов.
НИУ ВШЭ занял первое место по 11 предметам среди российских вузов в Шанхайском рейтинге
Высшая школа экономики стала лидером в списке российских университетов в Шанхайском рейтинге по 11 предметам. В 7 из них Вышка — единственный представитель России. Университет впервые вошел в список лучших университетов в предметной области «коммуникации» и вернулся в список по социологии.
Институт образования НИУ ВШЭ провел 4К-тестирование универсальных навыков в школе «Снегири»
Институт образования НИУ ВШЭ совместно со школой «Снегири» изучил сформированность метапредметных компетенций у учеников младшей школы при помощи 4К-теста. Работа была проведена в рамках стратегического проекта «Цифровая трансформация: технологии, эффекты, эффективность» НИУ ВШЭ программы «Приоритет-2030».