«Проектная школа»: в Вышке стартовал новый образовательный проект для учителей

Школа коммуникаций ВШЭ и Центр взаимодействия с регионами ВШЭ запустили образовательный курс для учителей «Проектная школа». Его цель — знакомство педагогов с особенностями творческих конкурсов и подготовка старшеклассников к участию в них. Первый трехдневный интенсив для педагогов партнерских школ прошел в учебном центре Вышки «Вороново».
Центр взаимодействия с регионами Дирекции по стратегической работе с абитуриентами ВШЭ имеет большой опыт сотрудничества с московскими и региональными школами, проводит образовательные проекты как для учителей, так и для школьников. В рамках проекта «Академия школьников» ВШЭ старшеклассники со всей России вместе с наставниками приезжают на выездные тематические школы по социологии, лингвистике и естественным наукам, а также дистанционно участвуют в вебинарах и онлайн-курсах.
Ирина Резанова
«Проекты центра служат образовательной и своего рода интеграционной, дискуссионной площадкой, где педагоги из разных регионов России могут встретиться и обменяться опытом, обсудить разные вопросы, найти способы решения актуальных проблем и внедрить эти решения в педагогическую практику в своих образовательных учреждениях. И идея “Проектной школы” появилась у нас с Ольгой Валентиновной Афанасьевой, заместителем руководителя Школы коммуникаций, заместителем декана по работе с абитуриентами факультета креативных индустрий ВШЭ, исполнительным директором Всероссийского креативного конкурса «Реклам-Конструктор». — Ред.) в ходе одного из таких мероприятий — на форуме “Стань выше с Вышкой!”», — рассказала Ирина Резанова, директор Центра взаимодействия с регионами.
Программа «Проектной школы» получилась интенсивной: участники прослушали серию мастер-классов пяти преподавателей Школы коммуникаций и в командах практиковались в написании конкурсных заявок.
В первом блоке образовательной программы учителя познакомились со спецификой творческих и коммуникационных проектов. Ольга Афанасьева и Яна Ерофеева, старший преподаватель Школы коммуникаций, рассказали, как определить проблему и сформулировать идею в рамках заданной конкурсной темы, какие элементы проекта являются ключевыми, а какие — второстепенными, обсудили особенности конкурсных заявок. В ходе небольшой экспертной дискуссии участники интенсива постарались выделить универсальные критерии для оценки творческих работ на примере критериев оценивания работ Всероссийского конкурса исследовательских и проектных работ школьников «Высший пилотаж», Всероссийского креативного конкурса «Реклам-Конструктор» и индивидуальной выпускной работы (ИВР) в Лицее НИУ ВШЭ.
Ольга Афанасьева
«“Проектная школа” — коллективный продукт и наш уникальный проект, который затрагивает весь процесс создания творческой работы — от проведения исследования и разработки креативной идеи до грамотного заполнения конкурсной заявки и публичной защиты итогового продукта. Школа появилась отчасти по запросу педагогов, и мы постарались включить в этот образовательный курс всю нашу экспертизу, накопленную за долгие годы практики проведения подобных конкурсов», — подчеркнула Ольга Афанасьева.
Второй день образовательной программы был посвящен исследовательской составляющей. Алена Отман, приглашенный преподаватель НИУ ВШЭ, поделилась с коллегами секретами поиска аналитической информации и организации школьного мини-исследования. По итогам мастер-класса участники составили пошаговый гайд по проведению исследования в рамках школьного проекта.

Павел Родькин, доцент Школы коммуникаций, на примере реальных индустриальных проектов показал процесс работы команды на протяжении всего жизненного цикла проекта — от разработки идеи до подготовки тендерной презентации и реализации проекта.
Не менее интересным и полезным оказался мастер-класс по созданию презентаций и публичным выступлениям от Артема Рыбкина, приглашенного преподавателя НИУ ВШЭ. Он поделился с участниками интенсива небольшими лайфхаками, основанными на личном опыте, показал несколько практик по борьбе со страхом публичных выступлений.
Яна Ерофеева
«Творческие конкурсы и конкурсы исследовательских и проектных работ помогают старшеклассникам развивать необходимые для современной жизни компетенции и так называемые soft skills, ведь в рамках многих конкурсов предусматривается публичная защита работы. Такие конкурсы — это всегда комьюнити, объединяющее неравнодушных и талантливых ребят. И именно им предстоит через несколько лет совместно работать и развивать сферу креативных индустрий. Ну и не стоит забывать о бонусах при поступлении в университет: победа и призовые места дают дополнительные баллы к сумме баллов ЕГЭ за индивидуальные достижения», — добавила Яна Ерофеева, старший преподаватель Школы коммуникаций НИУ ВШЭ, креативный директор, руководитель студенческой дирекции Всероссийского креативного конкурса «Реклам-Конструктор».
Участие в интеллектуальных и творческих состязаниях — важный и обязательный элемент обучения в средней школе, который в том числе помогает старшекласснику определиться с дальнейшей образовательной траекторией. А с развитием креативной экономики и сферы креативных индустрий доля проектной работы в жизни каждого будет только расти. Именно поэтому важно учиться работать с проектным форматом как можно раньше.
Слушательница интенсива Ольга Смирнова, преподаватель школы №1505, поделилась впечатлением от курса: «Полезными были системность информации, примеры, материал о проекте, его структуре, проведении презентации, атмосфера заражения творчеством, знакомство с интересными конкурсами, рекомендации профессионала, ассоциации, информация о ресурсах. Стало понятно, за чем именно в своей работе нужно больше следить, что и как подтянуть — точечно или системно. Постараюсь в школе поделиться отчетом об учебе с коллегами. И еще мне лично было важно увидеть, в чем я совпадаю с более высокого уровня специалистами».
Отман Алёна Александровна
Рыбкин Артём Сергеевич
Вам также может быть интересно:
Подведены итоги Конкурса инноваций в образовании — 2025
22 ноября в конгресс-холле Альфа-Банка состоялась церемония награждения финалистов, победителей в номинациях и абсолютного победителя Конкурса инноваций в образовании (КИвО-2025). Он проводится 12-й раз, и сегодня это хорошо известный в образовательном сообществе флагманский проект Высшей школы экономики, объединяющий формальное образование, EdTech и частные инициативы.
От импортозамещения к прорыву: как Россия движется к технологическому суверенитету
Доля импорта в затратах на производство и реализацию продукции в России сократилась почти в два раза с 2021 по 2024 год. Об этом свидетельствуют данные исследования НИУ ВШЭ, представленные на круглом столе, посвященном технологическому суверенитету. Эксперты также обсудили, как перейти от импортозамещения в промышленности к прорыву на глобальных рынках. Мероприятие прошло в рамках Дискуссионного экспертного форума НИУ ВШЭ.
Вышка Онлайн представила документальный фильм о влиянии ИИ на нашу жизнь
27 ноября на всех онлайн-площадках Вышки Онлайн состоялась премьера документального фильма «После промпта» от онлайн-кампуса НИУ ВШЭ. Его авторы исследуют, как искусственный интеллект меняет работу, карьерные траектории и профессиональное развитие специалистов. Это первый видеопроект, полностью реализованный командой онлайн-кампуса НИУ ВШЭ совместно с приглашенным режиссером Ольгой Науменко.
«Показать науку через игру»: в Вышке состоялся фестиваль «Республика ученых»
В середине ноября в атриуме корпуса университета на Покровском бульваре при поддержке Центра академического развития студентов прошел Фестиваль науки НИУ ВШЭ «Республика ученых». Событие помогло студентам познакомиться с различными объединениями исследователей Вышки. В этом году в празднике приняли участие Центр научной интеграции и Центр академического письма, а также студенческие организации, которые представили свою деятельность через интерактивные форматы.
В Национальном форуме ДПО приняли участие свыше 3 тысяч человек
В Высшей школе экономики 20–21 ноября состоялся Национальный форум ДПО. В его работе приняли участие представители вузов, государства, бизнеса, ведущие эксперты в сфере образования и HR. Мероприятия, проходившие в комплексе НИУ ВШЭ в Москве на Покровском бульваре, посетили более 800 человек, а общее число офлайн- и онлайн–участников превысило 3 тысячи.
Восьмой международный онлайн-семинар U4U объединил экспертов из 14 стран
Онлайн-кампус НИУ ВШЭ провел двухдневный международный семинар U4U (Universities for Universities), который традиционно служит площадкой для обмена опытом между университетами в области онлайн-обучения. В этом году событие вышло на глобальный уровень и расширило географию. К обсуждению ключевых вызовов и стратегий развития онлайн-образования присоединились международные эксперты и представители университетов со всего мира. Встреча состоялась в онлайн-формате в середине ноября.
Технологический прорыв: исследования Института ИИ и цифровых наук отмечены на AI Journey 2025
Ученые Института искусственного интеллекта и цифровых наук факультета компьютерных наук ВШЭ в рамках Международной конференции AI Journey 2025 представили передовые ИИ-исследования с высоким уровнем научной новизны и практической применимости. Научное решение заведующего Научно-учебной лабораторией матричных и тензорных методов в машинном обучении Максима Рахубы получило премию «Лидеры ИИ — 2025». Заведующий Центром глубинного обучения и байесовских методов Айбек Аланов — среди финалистов премии.
«"Образовательные мосты” — место встречи коллег, которые не боятся трудных вопросов»
28–29 ноября в корпусе Высшей школы экономики на Покровском бульваре пройдет форум «Образовательные мосты: подходы к обучению в старшей школе». Организаторами выступают НИУ ВШЭ и Департамент образования и науки города Москвы. В этом году экспертная программа форума расширена до двух дней и включает в себя вдвое больше образовательных активностей, спикеров и возможностей для нетворкинга.
Ученые НИУ ВШЭ нашли рецепт против выгорания студентов
Исследователи Института образования НИУ ВШЭ показали, сколько времени имеет смысл тратить на учебу, внеучебную активность и личную жизнь, чтобы поддерживать успеваемость в вузе без ущерба для ментального здоровья. Анализ ответов 2753 студентов и их реальных академических показателей выявил точки риска, например избыток домашних заданий, и точки роста: сон, спорт, умеренную вовлеченность в проекты. С учетом полученных результатов ученые подготовили практические рекомендации для студентов и университетов. Работа опубликована в European Journal of Education.
«Лингвотест»: за 3 года тестирование прошли свыше 2000 человек более чем из 30 стран
17 ноября 2025 года первая в России универсальная многоуровневая система определения уровня владения английским языком для делового и академического общения ССТ «Лингвотест» отметила трехлетие. Система была разработана и реализуется НИУ ВШЭ в партнерстве с ФГБУ «Росаккредагентство» и АО «Издательство “Просвещение”». Сдать тест можно очно на площадках в Москве или Хабаровске либо онлайн из любой точки мира.


